Ошибки, техника безопасности.
Ошибки – это нормально!
Во-первых, их делают все без исключения дети. Во-вторых, их родители.
В-третьих, компьютеры их
родителей.
Но если машина при ошибке
не знает, что делать, то люди, наоборот, именно в этих случаях
и изобретают что-то очень
интересное.
Например, Колумбу и
Магеллану жулики картографы подсунули карты с чудовищными искажениями,
а те не растерялись и
открыли, соответственно, Америку и Тихий Океан. То есть поступили творчески.
(Тихий Океан, вообще-то, самый бурный из всех океанов, но пока
Магеллан по нему плыл туда и обратно, не случилось ни одной бури.
Потому он и назвал океан Тихим. Теперь его заблуждение
красуется на всех картах мира, а исправлять сотни тысяч карт всем лень).
Альберт Эйнштейн тоже
создал свою теорию относительности, опираясь на неверную систему уравнений,
(которую исправили спустя много лет). Но Эйнштейн придумал, как можно бы
обойтись и без тех уравнений, если вдруг понадобится. И оказался прав.
Понадобилось.
Его собственная теория
относительности тоже была не без греха. Когда учитель Эйнштейна профессор Минковский увидел первый ее вариант, он воскликнул: «Как
жаль, что этот студент прогулял почти все мои лекции по геометрии!»
Сел и исправил все
ошибки.
Мораль
сей басни такова:
Беда не в том, что люди
совершают ошибки. Главное, что с ними делать дальше? И как сводить вероятность
возникновения нежелательных ошибок к минимуму?
(А где, кстати, ошибки желательны?
Подумайте)
В математике большинство
досадных ляпов возникает на пустом месте. Буквально на пустом месте. То есть
когда ты делаешь 2-3-4 действия в уме и ничего не пишешь, только результат. В
эти моменты нередко возникают всякие иллюзии, и выдавание
желаемого за действительное.
Пример из жизни:
(7 - а)2 = (а - 3)2
- (8 - а)2 <≠> 49-7а-7а-а2=а2-6а+9-64-8а-8а-а2 |
|
Это исходное равенство,… |
…а
эта чепуха получилось, когда возводили в квадрат и раскрывали скобки одновремен-но (оставляя все промежуточ-ные вычисления в уме). |
Отсюда
вывод:
Пиши все рассуждения на бумаге
и как можно более
подробно.
Хуже не будет, это точно.
Можно привести такое
сравнение:
Наш мозг имеет некую оперативную память,
если можно так сказать. В момент выполнения двух действий в уме в этой памяти
нередко происходит следующее:
То есть банально не
хватает места, особенно если вы волнуетесь на экзамене (тогда включается
множество программ защиты и все они, разумеется, хотят ням
ням оперативочки). Зеленая
область – это место где происходит сбой-наложение двух программ, причем такой, которое
сознание-процессор как бы не замечает.
Проверка ошибок в школьных задачах
– Доктор, мне кажется, что все мои решения абсолютно
правильны, и осквернять их проверками не нельзя ни в коем случае!
–
М-м-да, голубчик! Ну давайте
посмотрим! Повернитесь спиной, пднимите волосы и
откройте заднюю крышку. Та-ак… (светит внутрь
фонариком) Intel
inside,
512оперативочки (мдя!), 200гигабайт память, GF5, XP-home edition… Должен вас расстроить, дорогуша, у вас хронический перегрев северного моста и хардом мячик, знаете ли, забивать нельзя. Голову придется
менять целиком!
Это я к чему? К тому,
что, по моему мнению, проверка к решению – это все равно, что кетчуп, горчица и
майонез к хотдогу.
С ними гораздо вкуснее.
Даже если ты на 100% уверен в непогрешимости своего решения.
Почему?
Потому, что при решении и
при проверке мозг работает разными своими участками, тип внимания совершенно
другой.
Пример:
Представь,
что ты – браконьер и хочешь срубить на свои нужды несколько деревьев. Причем
там, где рубить нельзя.
Идешь
ты по лесу и выбираешь. Вот пенек трухлявый, рядом дерево хорошее, но его
вытаскивать будет тяжело,
не
возьму, а то вроде самое то, что надо!
Это
один тип внимания.
Представь
теперь, что ты – грибник. Идешь и смотришь. Ага, тут сухо, щепки ветки
валяются, что-то рубили,
а там пенечек симпатичный. О! Грыбочкы мои!
Это
совсем другой тип внимания.
С проблемами подобного
рода постоянно сталкиваются все программисты в мире.
Написать хорошую
программу, далеко не всегда самое сложное дело. Гораздо труднее выловить в ней
все баги.
Если это большая
программа: игрушка, или операционная система, то отлов ошибок занимает очень
много времени.
Несколько месяцев.
Самое забавное, что если
программист только только
что-то написал и отладил, у него обязательно возникает
обманчивое ощущение
У меня все
правильно!
Это называется «синдромом программиста».
Естественно, что никто из них себе не верит, и правильно делает!
А
чем ход решения геометрической задачки отличается от хода составления
компьютерной программы?
Не
возникало ли и у тебя когда-нибудь «синдрома программиста»?
Теперь внимание!
Расписывание решения во всех подробностях очень помогает проверке.
Потому, что при проверке
ты особо тщательно проверяешь только то, что написано, а про устные вычисления
думаешь
«А!! Там по формуле,
значит все правильно!» или «Ну там все очевидно!». См. еще разок карту
оперативки в мозгу.
Все, что
не написано на бумаге, для
проверяющего сознания не
существует! |
Это почти закон. По
крайней мере, для проверки того «очевидного» что осталось в голове, надо в 2
раза больше времени,
а шанс отловить глюк в 3 раза ниже!
Ну и что ты выиграешь,
если сэкономишь пасту в ручке и место в тетради?
Когда учитель в классе
принимается проверять такую «абсолютно правильную!» работу,
то сбоку от него часто раздается тихое
бормотание: «Ч-ч-черт побери!», «Как же я это
проглядел?» или что-то вроде того.
В любом случае твоя работа будет тщательно проверена.
Либо тобой,… и тогда «5»! Либо учителем,… и тогда «эх!».
Я лично рекомендую такую
последовательность проверок.
Для
геометрии:
·
Сначала правильность переписывания
условия. Так ли ты понял, какая цифра к чему относится,
какие прямые пересекаются и какие плоскости параллельны?
·
Потом логику операций. Как
получили дополнительные построения, как доказывали и составляли алгебраические
уравнения
·
Затем применимость формул. Точно
ли у твой Δ прямоугольный? Действительно ли углы накрест лежащие, и т.п…
· И, под конец, ОДЗ. Типа «может ли в этой задаче в принципе получиться такой ответ?».
Для
алгебры:
·
Правильность переписывания условия. Не
пренебрегайте этой стадией. На экзамене она экономит раз в 10 больше времени,
чем отнимает.
·
Плюсы и минусы. Где
чего потеряно или не потеряно?
·
В неравенствах нужна отдельная проверка
на ≤, ≥. Не,
ну может вам и не нужна!? А я вот всегда
проверяю.
·
Потом логику операций. Буквально
тыкаем карандашем. Отсюда перешли сюда, сделали то-то… Потом сюда, сделали вот это…Заметьте! Логику проверяем
почти в самом самом конце. А
почему? Да потому, что на ней поголовно все зацикливаются,
забывая про другие формы проверки.
·
ОДЗ. Может ли такое чудо
стоять под корнем? Что происходит при слиянии двух выражений под логарифмом?
Синус-косинус у нас в пределах [-1;1]?