Дополнительные главы о религии иудеев

Введение

 

        Иудаизм - это религия веры в бога Яхве. Иудеи считают его единственным существующим божеством творцом, поддержателем и разрушителем мира.

        Родоначальником иудаизма является просветленный учитель Моисей, который жил в XV-XIV столетиях до нашей эры. Окончательно эта религия оформилась ко II веку нашей эры. К настоящему моменту иудаизм имеет довольно замкнутый характер, так как требует особого образа жизни, правила которого записаны в Библии и Талмуде. Исповедует эту веру практически только еврейский народ. Верующие других национальностей приравниваются к евреям.

        На основе иудаизма возникли две мировых религии: христианство и ислам. Многие положения традиционного иудаизма были приняты нашей европейской культурой почти без изменений, во многом сформировав основы современного европейского общественного сознания.

 

Видение мира

 

       Согласно представлениям иудеев Яхве создал наш мир за 7 дней и управляет им. В помощь себе Яхве создал ангелов. Один ангел Дьявол противопоставил себя Яхве и восстал против него. Яхве создал первых людей Адама и Еву и поселил их в саду Эден. Восставший ангел искусил Еву съесть запрещенный богом плод познания, а Ева дала поесть его и Адаму. За это Яхве выслал их обоих из сада Эден. После этого от Адама и Евы произошли все народы. За непочтительность к Богу, Яхве уничтожил всех людей, наслав на землю вселенский потоп. Спас от потопа Яхве  только праведника Ноя с его семейством. От Ноя произошел весь современный род людской. Позже Яхве послал на землю пророка Моисея. Моисей вывел еврейский народ из Египетского плена и привел его в землю обетованную - Палестину. С евреями Яхве заключил договор о том, что евреи сохраняют праведный образ жизни, а он взамен дает им власть над остальными народами.

       Некогда в будущем наступит конец света – Апокалипсис. Перед ним будет битва с силами Дьявола, после наступит царство мира и справедливости. До Апокалипсиса придет предпророк Илия, который предупредит людей о приходе пророка - Мессии. Мессия спасет народ Израиля от гибели в Апокалипсисе, тогда как остальные народы в нем погибнут.

 

Символ веры

 

       Коротко суть иудейской веры выражается несколькими положениями, называемыми символом веры. Впервые его сформулировал в XII веке в Испании иудейский теолог Маймонид (Рамбам).

 

Символ веры Маймонида (1135 – 1204 гг.)

 

1.      Есть Бог творец – причина всего сущего

2.      Есть только один бог, и он нераздельно един

3.      Бог бестелесен

4.      Бог абсолютно вечен. Ничто не существовало до него

5.      Только бог достоин поклонения. Нельзя поклоняться ни ангелам, ни звездам, ни чему-либо иному, что ниже бога

6.      Существуют пророчества

7.      Величайшим пророком был и будет Моисей

8.      Тора божественного происхождения. “Она была передана нам через Моисея, который действовал как писец, записывающий под диктовку”.

9.      “К Торе, устной и письменной, ничего не следует прибавлять и от нее ничего не следует убавлять”.

10.  “Бог знает все, что делают люди, и никогда не отводит от них своих взоров, как утверждают те, кто говорят: “оставил господь землю сию” (Иез. 8.12;9.9)”

11.  “Бог вознаграждает тех, кто исполняет заповеди Торы, и наказывает тех, кто преступает ее наставления. Величайшая награда – будущий мир, и жесточайшее наказание – лишение жизни в будущем мире”.

12.  Мессия – царь Израиля из дома Давида и от семени Соломона” – непременно придет, но срок его прихода неизвестен.

13.  Мертвые воскреснут

 

К этим положениям можно добавить, пожалуй, еще следующие пункты:

14.  Евреи - народ избранный Яхве для управления всеми другими народами.

15.  Яхве возложил на евреев задачу сохранения и выполнения своих законов и заключил с ними об этом контракт - Тору.

16.  В Торе можно найти ответы на все вопросы. Изучение Торы равносильно глубокому познанию окружающего мира.

 

     Кроме символа веры иудеи также почитают 10 заповедей данных богом Яхве пророку Моисеем на горе Синай. Эти заповеди перечисляются в Библии три раза в двух разных вариантах.

 

Исход гл. 20 и Второзаконие гл. 5

Исход гл. 34

1.      Да не будет у тебя других богов перед лицом моим

2.      Не делай себе кумира и никакого изображения

3.      Не произноси имя господа бога твоего напрасно

4.      Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дел твои; а день седьмой – суббота –господу богу твоему; не делай в оный никакой работы

5.      Почитай отца твоего и мать твою

6.      Не убий

7.      Не прелюбодействуй

8.      Не кради

9.      Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего

10.              Не желай дома ближнего своего

1.          Ты не должен поклоняться богу иному, кроме господа, потому что имя ему «ревнитель»; он – бог ревнитель

2.          Не делай себе богов литых

3.          Соблюдай праздник опрес-ноков

4.          Шесть дней работай в седьмой день покойся; и покойся во время посева и жатвы

5.          И праздник седьмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года

6.          Три раза в году должен являться весь мужской пол твой пред лицом владыки, господа бога Израилева

7.          Не изливай крови жертвы моей на квасное

8.          И жертва праздника пасхи не должна переночевать до утра

9.          Первые плоды земли твоей принеси в дом господ бога твоего

10.      Не вари козленка в молоке матери его

 

      Вариант из гл. 20 Исхода и гл. 5 Второзакония наиболее известен. Христиане называют его «10-ю заповедями Христовыми».

      Вариант приводимый в главе 34 книги Исхода снабжен комментарием о том, что именно эти 10 заповедей были даны Моисею богом и записаны на каменных скрижалях (взамен прежних. разбитых Моисеем).

Психология иудеев

 

           Психология евреев и верующих иудеев необычайно близки, так как в предыдущие столетия почти 100% евреев были верующими. Воспитание в рамках традиций иудаизма очень глубоко проникло в подсознание представителей этой нации. Современные евреи, даже неверующие, часто бывают воспитаны по законам иудаизма. Поэтому далее мы будем указывать тенденции присутствующие у евреев воспитанных по их вере.

           Основой психологии иудеев (равно как христиан и мусульман) является вера в единственность и правильность своего описания мира. Других вариантов в принципе быть не может.

Существует один истинный Бог, одна священная книга, один «правильный» способ жизни. Это неизменяемая основа.

Поэтому все другие системы понимания мира, все явления в нем верующими либо объявляются несуществующими, ложными (паранормальные явления, йога, буддизм), либо объясняются в стиле материализма.

Иудаизм вообще религия очень материалистическая. Философом этого направления Чарльзом Дарвином была создана теория, утверждающая, что душа не принимает ровно никакого участия в развитии  индивидуума и ообщества.

Другим (иудейским?) философом была выдвинута идея, что человек в космосе – единственное разумное существо. (Вследствие этого резко возрастает значение человека на Земле и откровений данных ему Богом.) В противном же случае  обещание Яхве дать иудеям всю Землю во владение приобретает в масштабе Вселенной довольно скромные размеры.

           В Библии записано, что все блага мира иудеям надлежит получить еще при жизни, но отнюдь не после смерти. Поэтому они – народ очень живой и жизнерадостный. И более всего ценят земные блага, возможность ими обладать.

          Другой отличительной особенностью этого народа является их необычайная стойкость во всех жизненных коллизиях. Там где японец покончит с собой, а русский запьет, иудей обязательно что-то придумает. Во многом эта черта поведения основывается на жизненной непринципиальности.

          У иудеев необычайно развито чувство рода. В царской России два еврея встретившись обязательно начинали искать общую родню, и, как правило, находили. К родственникам иудеи относятся довольно тепло и стараются продвигать их на разные выгодные должности.

Многие высшие правительственные чиновники евреи, как и большинство режиссеров, звезд кино, эстрады и т. д… Механизм этого явления приблизительно следующий:

          В организации появляется служащий еврей. Через некоторое время он получает повышение, а на свое место проталкивает своего родственника. Чтобы вы не обвинили меня в голословности, приведу пример. При съемках фильма «17 мгновений весты» в съемочной группе был 1 еврей на мелкой руководящей должности. И, в один  прекрасный момент режиссер фильма очень удивился, увидев что у всех солдат в сцене, когда Штирлиц идет по Рейху, еврейские физиономии. Был скандал с очередным «изгнанием евреев из земли обетованной» и закончилось все тем, что взяли роту обычных солдат из Подмосковья.

Когда евреев в руководстве фирмы оказывается достаточно много, они всеми силами стараются вытеснить из «их» фирмы неевреев. Опять приведу пример. Однажды показывали интервью с голливудскими актерами 2-го плана. И они открыто говорили, что на главные роли берут только евреев, ибо там своя мафия. Так что не я один это все выдумываю.

 В Библии указывается, что иудеи избраны среди других народов как наилучший, для служения богу Яхве и управления всеми другими людьми. Сразу же приведу пример. Соседский мальчик 5 лет, у которого папа еврей, сказал моему сыну на детской площадке: «Давай будем играть. Я буду у тебя начальником и буду тобой командовать».

Иудеям по жизни, как правило, сопутствует материальное благосостояние. Иудеи очень хорошо видят, что кому можно продать и где можно получить свою выгоду.

К сожалению, некоторые евреи считают, что все научные открытия  сделаданные в их присутствии даются им Яхве через неевреев. Нееврей сделал, а открытие принадлежит еврею.

Потому нередко иудеи становятся соавторами научных работ, или вовсе присваивают их себе. Мне довелось однажды видеть, как мой друг еврей взял по куску книг Ар Сантэма, Васильева и Читтапада, механически слепил их вместе, и поставил сверху свою фамилию.

Эта черта поведения лишает иудеев возможности собственного творчества. Они довольно мало создают чисто своего, часто заимствуя достижения других культур.

          Чувство превосходства над другими народами, увы, является большим недостатком этой нации. Первый вопрос, который вам зададут в синагоге – это еврей ли вы? Если нет, то что вы, простите, здесь делаете? Один мой знакомый иудей (принимавший меня за еврея) так выразился о некоей украинке: «Она, как бы вам сказать, принадлежит к третьей национальности». За подобную гордыню иудеи довольно дорого платят. Им необычайно трудно развиваться духовно выше уровня профессий.

          Хочется призвать всех иудеев к отказу от вышеописанных неэволюционных моделей поведения. В этом случае их народ сможет внести свою уникальную краску в спектр проявлений человечества.

Обряды и ритуалы

 

·        Молитва – основной способ общения верующего с богом, просьба к богу о чем-либо.

·        Обрезание – это обряд символизирующий принятие иудейства, который является обязательным условием принятия этой веры. Обычай обрезания широко распространен и среди других семитских народов. Кроме религиозного значения, в жарком климате он служит целям предупреждения венерических болезней.

·        Капорес – представляет собой магический ритуал. В определенный день и время мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина – курицу) и произносит: "Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня. Сей петух пойдет на смерть, а я обрету долгую и мирную жизнь". Петуха режут и едят.

·        Лулав. Это также магический обряд вызывания ветра и дождя. Раввин в одной руке держит пальмовую ветвь перевязанную 3-мя миртовыми и 2-мя вербными (лулав). В другой руке – эсрог (вид цитруса). И потрясает ими чтобы пошел дождь.

·        Ташлих.  Представляет собой праздник, также берущий свое начало в магии. В еврейский новый год верующие выходят на берег реки и читают отрывок из книги Михея (7, 18-20) «Кто бог, как ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия твоего? Не вечно гневается он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Абрахаму, которую с клятвой обещал отцам нашим от дней первых». После чего иудеи поют гимны и вытряхивают крошки из карманов в реку как символ освобождения от грехов.

·        Омовение в микве (ритуальном бассейне). В иудаизме используется для ритуального очищения от повседневных состояний и предшествует совершению религиозных обрядов и молитв. Другие способы очищения его заменить не могут. В древности омовение было частью ритуала поклонения воде у семитов, а Миквы были емкостями для собирания дождевой воды [3].

·        Кошер - сложная система предписаний, что и как можно или нельзя есть. Правила приготовления пищи.

 

Священные символы и предметы

 

·        Книга Торы - с ней обращаются как с живым существом: книга периодически отдыхает, ее хранят особым образом, в ее присутствии нельзя заниматься любовью, при ветшании ее хоронят и т. д...

·        Тефиллин - два ящичка с кусочками Торы плотно запечатанные со­единенные веревочкой. На время молитвы тефиллин вешали на лоб в область третьего глаза, и на левую руку.

·        Цицит - кисти из шерстяных нитей прикрепленные по краям арбаканфота - квадратного куска материи, который одевали под одежду.

·        Мезуза - кусок пергамента со стихами (6:4-9 и 11:13-21) из Второзакония. Вешается в футляре над дверьми.

 

·       

             Звезда Давида                   

         Менора  

·        Змий-Яхве вокруг древа познания

 

Иерархия сущностей в мире

 

       Выше всего в иерархии стоит бог Яхве.

       После Яхве признаются в следующей последовательности сущности, обитающие на 6-ти небесах:

 

1. Херувимы – ангелы хранители

2. Офанимы

3. Ангелы природных стихий

4. Начальствующие ангелы

5. Мессия (придет в будущем на землю для спасения человечества)

6. Первоначальные стихии воды и земли

 

      На земле живут люди и различные сущности. В подземном мире обитают некоторые отягощенные грехами души умерших и различного рода демоны.

Календарь

 

      Календарь евреев отсчитывается по Луне и относительно нашего солнечного календаря является «плавающим». Лунный год делится на 12 лунных месяцев составляющих 354 дня.

      Месяцы сгруппированы в пары: в каждой паре в первом месяце 30 дней, а во втором 29 дней. Для компенсации разницы с солнечным календарем один раз в несколько лет к году добавляется дополнительный месяц.

      Названия месяцев со времени вавилонского плена по традиции приняты вавилонские:

 

      Тишрей       сентябрь-октябрь

      Мархешван октябрь-ноябрь

      Кислев        ноябрь-декабрь

      Тевет          декабрь-январь

      Шеват        январь-февраль

      Адар          февраль-март

      Нисан    март-апрель

      Ияр        апрель-май

      Сиван    май-июнь

      Таммуз  июнь-июль

      Ав          июль-август

      Элул       август-сентябрь

 

Праздники

 

·        Суббота - древнейший праздник, посвященный духу Луны. Он празднуется каждые 7 дней в начале всех лунных фаз.

·        Пэсах (Пасха) - в древности один из главных праздников скотоводов семитов. Кололи ягненка, в кровь макали пучок травы иссопа и мазали дверной косяк. После этого не выходили до утра из дому. Считалось, что Бог-губитель проходил мимо таких дверей. С возникновением земледелия Пасха стала праздником начала уборки урожая. Еще позднее (предположительно в VI веке до н. э. при религиозных реформах царя Иосии) в этот день стали праздновать исход евреев из Египта. Начиная со средневековья, в пасхальную ночь иудеи празднуют и будущий приход Мессии, считая, что он произойдет именно в одну из таких ночей.

·        Шавуот (пятидесятница) – древний праздник жатвы (Исход 23:16). Позднее стал пониматься как празднование памяти дарования Торы Моисею на горе Синай.

·        Рош-га-шана (Новый год) и Йом-кипур (Судный день)

·        Иудейский новый год не совпадает с европейским и приходится на сентябрь-октябрь. Непосредственно перед ним 2 дня празднуется Йом-кипур. Иудеи верят, что будущий год сложится так, как будешь молиться в эти 2 дня. До Йом-кипура и Рош-га-шана надо 10 дней каяться и 28 дней морально готовиться.

·        Суккот – (праздник кущей) праздник сбора плодов (Исход 23:16). Позднее празднование памяти странствования сынов Израиля по пустыне "когда жили в шатрах".

·        Ханука – праздник огней. Самый веселый из всех иудейских праздников.

·        Ту би Шват - Новый год деревьев.

·        Пурим – праздник проводов зимы и гаданий на предстоящую весну.

 

Посты

 

           Постов в иудаизме очень много. Главные из них, скорее всего, берут свое начало еще с тех времен, когда на весь год земледельцам пищи не хватало, и важно было знать, когда и как правильно распределить время голоданий, чтобы выжить.

Основные посты:

 

·        3 недели начиная с 17 Таммуза

·        Пост 9 Ав

·        Пост Гедалии

·        Пост 10 Тевет

·        Пост Есфири 13 Адара

 

Идеологические течения иудаизма.

 

        Наиболее известные древние секты Иудаизма – это Фарисеи, Саддукеи и Ессеи существовавшие на рубеже I тысячелетия до н.э. –I тысячелетия н. э. Приведем справку о них из книг «Иудейская война» и «Иудейские древности» историка I века н.э. фарисея Иосифа Флавия бывшего некогда иудейским царем.

Фарисеи

 

           «Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты. Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, в этом участвует предопределение судьбы. Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются по их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки.» (Иуд. Война кн.2 стр. 176)

           «Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу. Отношения саддукеев между собой суровее и грубее; и даже со своими единомышленниками они обращаются как с чужими.» (там же стр. 177)

Саддукеи

 

           «По учению Саддукеев души людей не умирают вместе с телом; они не признают никаких других постановлений, кроме постановлений закона. Они считают даже похвальным выступать против учителей своей собственной философской школы. Это учение распространено среди немногих лиц, притом принадлежащих к особо знатным родам. Впрочем, влияние их настолько ничтожно, что о нем и говорить не стоит. Когда они занимают правительственные должности, что случается, впрочем, редко и лишь по принуждению, то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем.» (Иуд. древн. кн. 18, гл. 1).

Ессеи

 

            «Учение ессеев требует все предоставлять на волю Бога; они признают бессмертие души, и считают стремление к справедливости высшей целью. В храм они доставляют пожертвования, но сами они не занимаются жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в общий храм и они совершают свое богослужение отдельно. Впрочем, это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно удивления то чувство справедливости у них, которое они, помимо всех прочих народов, ставят не ниже добродетели и которого не знают ни греки, ни другие народы. Это столь развитое чувство укоренилось у них не со вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют никому жить со всеми общей, равной жизнью: имущество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк. Такой образ жизни ведут эти люди, и число их превышает 4000 человек. Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливостям, а вторые дают повод к недоразумениям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу. Для заведования доходами и произведениями почвы они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из жреческого сословия; последние и должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съестных припасов. Они живут все одинаково, и наиболее подходят к тем дакийским племенам, которые носят название Полистов.» (Иуд. Древн. там же).

 

        Из других исторических источников можем узнать, что фарисеи и саддукеи расходились двум основным вопросам. Фарисеи относились к Торе как к собранию нравственных постановлений порой изложенных аллегорически. Саддукеи, напротив, считали в Торе священной каждую букву. Фарисеи не признавали нравственные правила Талмуда. Саддукеи же стремились к распространению законов Талмуда на все общество иудеев.

         Ессеи не участвовали в этой идеологической борьбе и стояли особняком. Одна из ессейских общин, называвшая себя Эссенами и обитавшая в горах Хирбет Кумрана, по своей доктрине и внутреннему устройству была необычайно близка к общинам первых христиан.

Караимы

 

        Это движение возникло в VIII веке н. э. на территории Ирака–Ирана во времена арабских халифатов. Предтечей его было народное восстание под руководством еврейского портного Абу Исы из города Исфагана в 748–755 гг. Абу Иса отвергал законы Талмуда, признавая святость только Торы, и считал великими пророками Иисуса Христа и Мухаммеда. Восстание Абу Исы было подавлено, однако, оставило после себя идеологическое течение Караимов (от евр. «микра» писание), руководимое изначально Ананом бен Давидом. Караимы  строго выполняют законы Торы, давая им интерпретации в соответствии с требованиями времени. Они не признают святость Талмуда и всех других комментариев к Торе.

Хасиды

 

      Основателем этого течения является Ишраель Бешт (1700 –1760) живший в Польше и на Украине. Бешт часть жизни провел в уединении в лесу, приходя к семье только по субботам. Он изучал народную медицину и успешно лечил людей травами, амулетами и другими средствами. Ишраель Бешт был человеком с довольно маленькой гордыней, достиг состояния самадхи и стал йогом. Он изучал Каббалу и говорил, что святость приобретается не исполнением всех правил Талмуда и чтением Торы, а от проникновения человека шхиной – духовной субстанцией, возникающей при бескорыстном искреннем служении Богу.

           Учение Бешта быстро распространилось среди иудеев на Украине, в Польше и в Литве. Еще при жизни Ишраеля Бешта число его сторонников насчитывало порядка 10000 человек. Впоследствии духовные лидеры хасидов, называемые цадиками, также лечили верующих, изучали Каббалу и почитались как учителя.

Реформация

 

    В современном мире существуют два основных направления развития традиционного иудаизма – консерваторы и реформаторы. Первые настаивают на соблюдении каждой буквы законов Талмуда и Торы. Последние призывают к отмене устаревших правил и считают, что священные книги имеют божественное происхождение, но написаны людьми. И потому отражают лишь понимание божественных истин авторами книг. Это и является, по мнению реформаторов, причиной всех противоречий священных писаний.

 

Эзотерическое учение Каббалы

 

          Каббала – это внутреннее мистическое учение доступное только посвященным. Традиционно считается, что Каббала возникла в средние века. Именно к этому периоду относятся первые дошедшие до нас тексты каббалистического учения. Основной постулат этого учения довольно близок к постулату математической школы пифагорейцев. Согласно нему все в нашем мире зависит от цифр и чисел, и в какой то мере все события и вещи числами и определяются.

          Каббала утверждает, что человек после смерти воплощается в другие тела и выбор нового тела зависит от совокупности поступков умершего. Он может много раз воплощаться человеком, может спуститься в виде сущности в подземный мир, или навсегда оставить колесо перевоплощений и подняться выше, на небеса.

          Каббала делится на теоретическую (каббала июнит) и практическую (каббала маасит). Каббала июнит состоит из космогонии (маасэ Берешит) и теософии (маасэ беркаба).

          Основными литературными произведениями известными нам из каббалы июнит являются книги Сефер иецира (Книга создания) и Зогар (блеск).

          Сефер иецира была опубликована в VII-VIII веках н. э. Согласно ей все сотворил единый бог, все в мире основывается на 10 числах и 22 буквах. Существуют три элемента: огонь, воздух, вода; 7 планет; 12 созвездий; 3 времени года: теплое, холодное, влажное; 10 сефирот.

          "Сефирот" переводят как "пути премудрости", "субъективные самоопределения божества", "сферы", "умопостигаемый свет божества". Сефироты следующие: венец, мудрость, ум, милость (великодушие), крепость (суд), торжество, слава, красота (великолепие), основание, царство. Сефироты происходят от 10 чисел, 10 сфер, 10 аристотелевских категорий.

 

1. В единстве с божеством находится Мир сияний.

2. Далее идут Мир творения (область творческих идей),

3. Мир создания (мир душ или живых существ),

4. Мир деланья (материальный мир).

           Каббала утверждает, что миры пронизывают друг друга, человек принадлежит к последним трем мирам и через человека материальный мир соединяется с божественным.

           Книга Зогар представляет собой мистический и нумерологический комментарий к Торе, написанный по одной версии в XIII веке, по другой – во II веке нашей эры.

Моисей

 

Своему народу Моисей создал управленческий аппарат из иерархии выборных судей и дал им свод общественных законов [3]. Он также дал евреям некоторые из 10-ти заповедей (заповеди о единобожии возникли значительно позже) и установил временную систему циклов в 7 и 50 лет. В эти юбилейные годы освобождались рабы соотечественники, аннулировались долги и возвращались земли проданные одним родом (коленом) другому [1]. Подобная система в то время оказалась довольно удачной. Она давала разорившимся земледельцам шансы на возобновление своего хозяйства и способствовала сохранению благосостояния родов.

Яхве – Ашера

 

        Согласно информации нашей школы, своему народу Моисей долгое время не давал бога покровителя до тех пор, пока евреи воевавшие в Палестине не взяли славянскую крепость Явь, стоявшую в Иерусалиме на Сиян горе. Явь оборонялась 39 лет и пала только в результате предательства. Моисей, видимо впечатленный мужеством и стойкостью ее защитников, сделал из названия крепости бога евреев Яхве. Таким образом Моисей хотел передать своему народу лучшие качества воинов крепости. Вместе с этими качествами Яхве получил и 39-летнее горе и страдания славян, сопутствовавшие евреям в течение последующих веков. Сиян гора же стала называться Сионом.

         Женская половинка Яхве носит имя Ашера, и считается воплощением единой души еврейского народа [3]. Она покровительствует всем женщинам, женскому труду и рождению детей. Почитание ее сохранилось только в устной традиции иудеев, записанной в Талмуде [3].

 

Иудейское и Израильское царства

 

          После Моисея евреи управлялись выборными судьями 250 лет. Судьи осуществляли гражданские судебные и военные функции. При завоевании земель окружающих народов (в основном ханаанеев) евреи полностью вырезали все население их городов от мала до велика.

          Затем, с ростом числа населения, образовалось Иудейское царство. Наиболее значимыми царями в нем были Давид (правил в 1012–972 гг. до н.э.) и его 2-й сын Соломон (972–932 гг. до н. э.), к которым традиция относит многие псалмы и священные писания. При этих царях еврейское государство процветало благодаря своему выгодному географическому положению, а также из-за отсутствия в нем торговых пошлин на ввоз и вывоз товаров.

          При Давиде и Соломоне у евреев было еще многобожие. Согласно Ветхому Завету до царя Соломона в Иерусалиме уже стоял храм Баала. Соломон построил в столице еще храмы иудейскому богу Яхве, сидонской богине Астарте, моавитскому богу Кемошу, аммонитскому Милькому. Все храмы этих богов (кроме Яхве) просуществовали в городе вплоть до VII века до н. э. [3].

          После смерти Соломона единое государство распалось на два: Иудею на юге и Израиль на севере. Израиль просуществовал недолго, около 200 лет, Иудея же. как провинция в составе различных империй, – около 1600 лет до завоевания ее арабами.

          В первом тысячелетии до нашей эры религия иудеев, отличии от их государств, переживала свой расцвет. Она была принята как государственная на юге аравийского полуострова в Йемене. Еврейские государства существовали в Афганистане и на территории Краснодарского края (Хазарский каганат). Однако сама Иудея с VI века до н. э. постоянно находилась в состоянии подчиненности различным империям. Сначала Ассирии, затем Вавилонии, Персии, Греции, Риму… Каждая империя привносила в страну свои обычаи и культуру. Например, у персов евреи переняли праздник гаданий на весну Пурим, и включили в свой свод писаний книгу Есфирь, повествующую об этом празднике.

          Позже, с приходом греков, иудеи стали, наоборот, интенсивно бороться с влиянием греческой культуры, создавая для этого особый кодекс правил жизни, составивший значительную часть Талмуда –Галаху. В результате создания Талмуда иудаизм замкнулся в себе и уже не мог широко распространяться в мире.

 

Левиты, явление Сионизма

 

        Согласно информации нашей школы во время правления Давида и Соломона, спустя 400–500 лет после Моисея, в Палестину из Шри Ланки пришел кочевой народ Левитов, почитавший скинию завета – переносной храм-шатер, а в нем особый ящик (ковчег завета) со священными предметами. Левиты стали у евреев жрецами. Их самоназвание «Лвт» означает «змей» и многие имена левитов включали в себя этот корень [3;4]. Бога Яхве они представляли также как змея, того змея, который искусил некогда Хавву [4]. Левиты, как и Моисей, были носителями идеологии сионизма, «севшей» впоследствии и на весь народ евреев.

        Время прихода левитов в Иудею, и то, что они были именно пришлым, а не коренным народом, можно вычислить по следующим фактам. Левиты с древнейших времен и до наших дней отделяли себя от колен евреев, не участвовали в общих переписях населения, упоминаемых в Библии. Согласно Ветхому Завету изначально левиты не имели никаких земель в собственности. Поздние хроники сообщают об отданных левитам в пользование некоторых городах. Все без исключения книги Библии снабжены множеством левитских вставок. Все эти вставки прерывают линию повествования и выглядят в общей канве книг инородными телами. Вставные фрагменты посвящены следующим темам:

       А) Избранности Левитов среди евреев быть жрецами и монопольном праве их на жреческую власть.

       Б) Устройству левитской Скинии завета, куда остальные евреи не могли входить под страхом смерти. Позже, когда скиния была внесена в храм Яхве, вставки повествуют об устройстве храма и о разделе жреческой власти между левитами.

       В) Изначальному соправлению еврейских и левитских лидеров от времен исхода из Египта.

       То есть можно заключить, что именно эти пункты нуждались в подтверждении священными текстами и не были в иудаизме изначально [4]. Первые «материальные» свидетельства, касающиеся левитов, относятся ко времени правления царя Шломо (X век до н. э.), построившему большой храм Яхве и внесшему скинию левитов в храм. Книги Судей и I–II Книги царств в исторической канве повествования никак не упоминают народ левитов. Логично предположить, что этот народ пришел в Иудею в IX-X веках до н. э., то есть спустя 400–500 лет после Моисея.

       По информации нашей школы сионистские сущности пришли на нашу планету как специалисты по удалению радиоактивных веществ. Им у нас понравилось, и они захотели остаться. Для этого они решили захватить власть на земле, и избрали для этого путь через лишение людей истинных знаний о природе, отуманивание мозгов. В частности, сионисты исказили священные источники  индуистов, буддистов, а затем и других культур.

       На Земле источником распространения идеологии сионизма был остров Шри-Ланка. Кроме левитов с этого острова (или из южной Индии) вышел народ магов в Персию (6 – 4 вв. до. н. э.) [6] и народ цыган. Как и левиты, маги и цыгане также были кочевниками и старались сделаться среди других народов жрецами. Цыгане, как известно, позже свою миссию забыли, сохранив только сионистское представление об исключительности, «избранности» своего народа и презрение к другим «низшим» национальностям. Маги же растворились в Персии, войдя в жреческое сословие. От них происходит само слово «магия».

       Левиты же среди евреев добились относительно больших успехов. Сделавшись жрецами они монополизировали жреческие функции и физически устранили всех своих конкурентов: «колдуньи не оставляй в живых», «да не будут находиться среди тебя колдуны, прорицатели, маги …». Левиты сильно исказили учение Моисея и переделали Ветхий Завет, окончив его обработку, согласно моим расчетам, ко II столетию до н. э.

       По внесению намеренных искажений можно отличать сионистских авторов и поныне. Их труды, как правило, строятся на подмене высоких идей более низменными, на сведении всех культурных ценностей к деньгам и власти. Достигается это порой путем упрощения смысла, огрубления языка, путем высмеивания, или другими способами. Они любят отвечать вопросом на вопрос. Часто у сионистов каждое следующее предложение не служит некоему созидательному стержню, а уводит мысль чуть-чуть в сторону от предыдущего предложения. Через абзац уже достаточно сложно сформулировать, о чем, собственно, идет речь [см. статьи в 10]. Бывает и так, что соединяется несколько произведений, приписывается свое начало и конец, после чего над всем опусом ставится своя фамилия.

 

Христианство

 

          Параллельно с развитием иудаизма развивалась и организация сионистов «Братство Сиона». Братство выбрало 2 основных пути для захвата власти в мире.

          Первый путь лежал через специализацию членов братства в торговле и ростовщичестве для обретения капиталов и достижения влияния на власть имущих.

          Второй путь шел через идеологию, через приобретение власти над умами. Для этого в I веке до н. э. сионисты создали новую религию – христианство, «иудаизм для толпы» (А. Штайнзальц) [7].

          В основу новой веры были положены ожидания евреев мессии – спасителя их народа от войн и бедствий; приход в Иудею учителя и целителя Иисуса около 30 г. до н. э; а также история руководителя Кумранской общины «Учителя праведности». Эта секта является наиболее близкой по своим взглядам к общинам первых христиан. Учителя праведности его же ученик предал за деньги в руки Иерусалимского первосвященника, после чего тот его пытал и казнил [11]. Кумраниты же объявили своего учителя будущим мессией.

          Совместив конспект ученика Иисуса и историю Учителя праведности, иудей Марк и написал свое Евангелие, наиболее раннее из всех.

          Первые христиане представляли собой секту иудаизма и по образу жизни и ритуалам были довольно близки к иудеям. Ранние христианские общины в I веке н. э. состояли только из евреев и распространяли свое учение не среди других народов, а в крупных еврейских общинах средиземноморья. Называли они  себя «истинным Израилем». К концу I века, когда ядра общин были уже сформированы, в них начали набирать представителей других народов. К этому времени относится Евангелие Иоанна, ориентированное на неевреев и написанное, в отличие от всех остальных Евангелий, почти без ссылок на Ветхий Завет, но с дополнительными 6 чудесами Иисуса.

          Протоколы сионистских мудрецов, опубликованные в XIX веке н. э., утверждают, что теневой властью за христианской церковью всегда стояло Братство Сиона. В будущем братство эту веру собиралось модернизировать, приблизив ее обратно к иудаизму [12]. Для этой цели в христианстве установлено было почитание Ветхого Завета, почти не используемого в богослужениях и долгие века даже находившегося под запретом для чтения простыми верующими.

          Вместе с тем, несмотря на свою основную задачу обретения власти над умами, христианство приобрело и собственный эволюционный стержень, позволяющий хорошо выполнять несколько законов природы. В наступающую тогда эпоху средневековья Христианство способствовало эволюции обществ Европейско–ближневосточного региона, так как поддерживало прогрессивный тогда феодальный общественный строй. Это был «золотой век» христианской церкви.

 

Масоны

 

          По информации нашей школы общество Масонов было основано во II веке до н. э. индийским царем Ашокой. Ашока столкнулся с фактами использования в междоусобных войнах индийских царей оружия массового поражения (в частности ядерного оружия) доставшегося им от предыдущих технически высокоразвитых цивилизаций. Помимо прочего от взрыва атомной бомбы погиб миллионный город Хараппа на раскопках которого археологи нашли следы гигантской воронки с расплавленными гранитными стенами домов вокруг. Для предотвращения использования и изобретения вновь подобного оружия Ашока основал тайное общество, члены которого становились советниками при дворах различных царей и препятствовали деятельности безответственных военных изобретателей. В частности в Европе масоны дважды предотвратили изобретение пороха. Их общество выполняло свою миссию до конца средневековья. С возникновением в католической церкви мощных вооруженных сил, сети военных монастырей и военных алхимических лабораторий, в одной из которых монах Шварц и изобрел порох, масоны утратили контроль над гонкой вооружений.

          После  этого тайное общество, все еще сохранявшее свою структуру и механизмы проникновения к власти, подпало под влияние общества Братьев Сиона. Из литературных источников, например из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, можно узнать, что к XIX веку масонские ложи ставили основной своей задачей привлечение в свои ряды власть имущих, воспитание у них беспрекословного повиновения начальству и обретения, таким образом, экономической и политической власти. В это время масоны более всего почитали Ветхий Завет и (как стало известно уже в XX веке) имели отдельные секретные ложи для евреев. В этих секретных ложах воспитывались руководители обычных лож для неевреев и высшие чины их администрации. В современном мире масоны являются чрезвычайно сильной теневой структурой. Например, в 1990-х годах стало известно, что почти весь кабинет министров Италии состоял в масонской ложе П-2. В США президент Картер открыто признавал, что занимает 23 ранг в масонской ложе для неевреев. Ныне масоны в США и Европе являются официальной юридически оформленной организацией философско-религиозного направления.

 

Синагоги

 

         В I веке нашей эры в ходе римско-иудейских войн в 70 году римлянами был разрушен Иерусалимский храм Яхве. Евреи стали широко расселяться в диаспорах и собираться в специальных молельных домах, называемых по-гречески Синагогами (греч. «вместе говорить»). Храм Яхве с тех пор иудеи восстановить так не смогли.

         После образования современного государства Израиль этому мешает мусульманская мечеть, стоящая на месте храма. Палестинцы категорически отказываются ее снести, хотя имеют многие тысячи других мечетей [5]. Этот пункт является одной из причин бесконечных военных стычек израильтян и палестинцев.

         Внутреннее устройство синагог может отличаться друг от друга, но в общем следующее: В зале напротив входа у стены располагается особый шкаф, где хранятся священные свитки Торы. Перед ним имеется возвышение и подставка для чтения раввином Торы. Зал разделен на мужскую и женскую половины шторой, или женщины сидят на балконе отдельно от мужчин. При богослужениях поет хор и играет орган. Мужчинам вход в зал с непокрытой головой строго воспрещен.

 

Когелет

 

         Есть в истории иудаизма явления и совершенно другого плана, чем сионизм. Во II веке до н. э. В Иудее вспыхнуло восстание против Рима, руководимое братьями Маккавеями [1;3]. Братья на короткий промежуток времени восстановили независимость своего государства. Третий брат Иуда Маккавей был выдающимся полководцем, а правивший после его гибели Ионатан Маккавей, особо не отличавшийся на военном и государственном поприще, достиг состояния просветления и стал Учителем.

         Отождествить Экклезиаста с Ионатаном Маккавеем можно с большой долей вероятности по следующим фактам: сравнительно позднему написанию книги (3-2 вв. до н. э.), и по упоминанию Экклезиаста о своем царствовании в Иудее; Царь–брахман в этот период известен только один. Другими косвенными доказательствами можно считать то, что Экклезиасту, возможно, было известно о подвиге Архимеда (214-212гг. до н. э.): «Город небольшой, и людей в нем мало, и пришел к нему великий царь, и окружил его, и построил против него большие укрепления. И нашелся в нем человек бедный, мудрый, и спас он тот город своею мудростью. И никто не вспоминает этого бедного мужа» (Еккл. 9:14-15) [3]. Или что, возможно, Экклезиаст знал также о короновании в Египте 5-ти летнего фараона Птолемея V Епифана (204-208 гг. до н. э.): «Увы тебе, страна, ты, чей царь – отрок» (Еккл. 10:16) [3].

 

         Книга Экклезиаста была принята иудеями не сразу. Против ее включения в канон высказывается Талмуд (Шабат, 30 б), называя в другом месте даже ее еретической (Вайикра Рабба, 28 а) [3]. Возможно, что как сокрытие имени автора, так и возражения против его труда одной из причин имели своей причиной то, что, по требованию народа, Ионатан Маккавей, не будучи левитом, исполнял жреческие функции в иерусалимском храме.

         Для занимающихся йогой, видимо, будет представлять интерес знакомство с книгой Экклезиаста. Ее 1-10 главы приводится в приложении. Последние 11-12 главы не принадлежит перу этого автора. Они были дописаны в книгу позднее и не представляют особого интереса.

 

Священные писания

Танах

 

           Основной священной книгой в иудаизме является Танах (Библия). Ее название есть аббревиатура из первых букв названий трех основных разделов: Торы (пятикнижие Моисеево), Небиим (пророки), и Кетубим (писания). Танах создавался с XIII по V столетие до нашей эры многими авторами.

1. Тора - (букв. "учение", слово сходное со словом “гуру”)

           Тора делится на устную и письменную.

           Устная тора передается раввинами из поколения в поколение.

           Письменная Тора состоит из5 книг Моисеевых: (еврейские названия происходят от первых слов каждой книги):

Бытие (Берешит) "В начале..."

Исход (Вэелле Шемот) "И вот имена..."

Левит (Вайикра) "И воззвал..."

Числа (Вемидбар) "В пустыне..."

Второзаконие (Элле-Гаддебарим) "И вот слова..."

2. Пророки (Небиим).

           К этому разделу относятся книги: Иисус Навин, Судьиамуил, Цари, Иеремия, Иезекииль, Исаия, 12 книг малых пророков.

3. Писания (Кетубим).

          К писаниям относятся: Руфь, Псалмы, Иов, Притчи, Экклезиаст

(Когелет), Песнь Песней, Плач, Даниил, Есфирь, Ездра, Хроники, Неемии.

Талмуд

 

          Талмуд представляет собой детальное изложение законов (Галаха) и собрание дополнительных мифов (Агада). Создавался он с 3 века до н. э. по 5 век н.э. Целью Талмуда было максимальное ограждение евреев от действия греческой цивилизации. Название книги недаром стало словом нарицательным, обозначающим очень толстую книгу. Полный английский перевод Талмуда, к примеру, содержит 15000 страниц. Талмуд содержит 248 повелений и 365 запрещений и состоит из двух частей:

1. Мишна - комментарии к Танаху (Ветхому завету). Составлена в 210 г. н. э. Иехудой ха-Наси. Содержит трактаты по:

Вопросам земледелия (Зераим)

Правилам проведения религиозных праздников (Моэд)

Семейному и бракоразводному праву (Нашим)

Гражданскому и уголовному праву (Незикин)

Совершении жертвоприношений (Кодашим)

О ритуальной чистоте (Тохорот).

2. Гемара - гораздо более пространные комментарии к самой Мишне (не ко всей).

Имеется две редакции Гемары - Палестинская и Вавилонская. По ним разделяются два Талмуда: Иерушалми и Бавли.

Иерушалми Талмуд допускает некоторые обрядовые послабления и философские отклонения и потому не пользуется большой популярностью.

 

Религиозные сборники:

 

1) Тосефта - дополнение к Мишне

2) Мехилта - толкование книги Исход

3) Сифра - толкование книги Левит

4) Сифре - комментарии к книгам Числа и Второзаконие

5) Барайта - другие законы и толкования

6) Берешит Рабба - большой комментарий к книге Бытие.

7) Шулхан Арух (“Накрытый стол”) 

        Это весьма почитаемое иудеями собрание толкований к Гемаре раввина Иегуди Каро (1485-1575). Книга содержит следующие статьи:

1) Богослужения, суббота, праздники (Орах-хаим)

2) Пища и домашний обиход (Оире-деа)

3) Бракоразводные дела (Эбен-хаэзер)

4) Судопроизводство (Хошен-хамшипат)

Заключение

 

       Хотелось бы отметить, что, несмотря на все свои противоречия и «сидящую» на иудаизме идеологию сионизма, эта религия дает людям определенные возможности для познанию окружающего мира. За счет довольно продвинутого эзотерического учения Каббалы иудаизм, в определенной степени, соответствует требованиям приходящей на Землю эпохи, и менее подвержен тому духовному кризису, который испытывают сейчас христианство и ислам.

Список литературы

 

1. От бытия до откровения. Пятикнижие Моисеево //пер., введ., и коммент. И.Ш. Шифмана. - М.: Республика, 1993.

2. Библия. Протестантский перевод. Хельсинки 1997

3. И.Ш. Шифман Ветхий завет и его мир. М.: Политиздат 1987

4. З. Косидовский Библейские сказания М. 1969.

5. А.И. Немировский Мифы и легенды древней Месопотамии М.:1994

6. М.С.Беленький Иудаизм М.: Политиздат 1974

7. А. Штайнзальц Роза о 13 лепестках М.:1989

8. Сборник "Шатер над которым облако" //сост. Г. Розенталь М. 1990г.

9. Всемирная история в 24 томах Минск 1997.

10. Журнал Таргум вып.1 М.1990.

11. Л.В. Васильев История религий востока М.: 1999

12. Протоколы сионистских мудрецов.

13. А.Ф. Окулов Научный атеизм М.: 1976

14. С.М. Пилкингтон Иудаизм М.: Фаир Пресс 1999

15. С.М. Дубнов Краткая история евреев Рост-на ДонуФеникс» 1997

16. Г.Гече Библейские истории М.: Политиздат 1989

Сайт управляется системой uCoz