Каменев Д.А.

 

Гипотеза о принципе построения

арабских цифр

 

 

Предположим, что в древности люди считали что называется «на пальцах». И начинали счет с большого пальца.

Как это могло выглядеть?

 

«Один»

Один большой палец – это число «1», остальные пальцы зажаты в кулак.

Такое написание позволяет понять откуда в цифре «1» сверху «носик».

Ведь наш большой палец когда выставляется всегда отгибается в верхней

фаланге. Прямо его выставить – это уже требует усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Два»

 

Написание «2» с очень длинным хвостиком часто встречается во

многих русских текстах 12-15 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Три»

Вот почему, наверное, у цифры «3» часто верхняя часть не круглая, а острая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Четыре»

 

А вот такой цифры «4» не существовало. И по очень простой причине. Далеко не все люди могут

свободно зажать в ладонь только один лишь мизинец. У меня самого на правой руке это получается, а на левой – нет. Гораздо проще показать «4» всеми пальцами, кроме большого, прижав последний к ладони. Если получившуюся прорисовку перевернуть, и писать остро, прямыми линиями, то как раз и получается наша цифра «4». А если не переворачивать и рисовать изогнутой линией, то выходит старорусское  и индийское начертание этой же цифры.

 

 

Надо заметить на этом примере явление, которое впоследствии будет встречаться в каждой цифре.

А именно:

 

Вместо четырех-пяти параллельных черт, обозначающих пальцы, для простоты будет рисоваться одна.

 

 

 

 «Пять»

 

 

С цифрой  «5» все то же самое, что и с цифрой «4». Точно так же существует «острый» и «гладкий» варианты написания. «Острый» старинный вариант был принят ранее, потом был вытеснен «гладким», в котором ладонь изображается полукружком.

Может быть, это произошло из-за необходимости более четко различать цифры «4» и «5». Ведь у разных авторов они писались с самыми разными вариациями. А полукружок – это очень понятный символ ладони.

Исходя из этой гипотезы, можно объяснить следующие традиционные особенности начертания цифры «5»:

1.                       Почти  обязательная выгнутость вниз верхней палочки

2.                       Незамкнутость нижней дуги

3.                       Наклон вправо вертикальной палочки.

Далее перейдем к  цифрам изображающихся обеими руками. И здесь очень уместно будет вспомнить русский речевой оборот «Столько-то и столько сверху». Например «100 и один сверху». Так естественно считали товар купцы. Вполне реально, что и на руках цифры показывались точно так же.

 

«Пять и один сверху»

 

 

 У меня две версии, как возникло современное написание этой цифры. Мне кажется, что нижний вариант предпочтительнее. Кружок всегда означает ладонь, и пальцы ее потому можно не изображать. Еще один довод за, это то, что в верхнем варианте хвостик должен бы быть как у цифры «5», и такое написание, опять же, слишком мало отличалось бы от самой пятерки.

 

 

А это индийский вариант цифры «6» и его возможное происхождение. Просто палец не на ладонь прикладывали, а повыше, на пальцы. Вот при сокращении и возникло написание очень похожее на нашу цифру «3». Индийцы различают свои «3» и «6» в основном только по тому, как пишут их. Выпуклости в одну сторону – это «3». В другую – «6». Плюс у шестерки иногда появляются «хвостики» сверху и снизу, а у тройки «хвостик» бывает только снизу.

 

 

«Пять и два сверху»

 

 

Подобное происхождение цифры «7» обясняет:

 

1.                       Частую выгнутость верхней перекладинки «7» наподобие как в цифре «5». Оно и понятно,

ведь это изображения одного и того же большого пальца.

2.                       Иногда встречающееся такое традиционное начертание

3.                       То, что диагональная палочка «7» гораздо длиннее горизонтальной (так же как в старинной двойке)

 

 

 

«Пять и три сверху»

 

 

Возможно, что нижняя окружность цифры образовалась из контуров указательного и двух больших пальцев,

а не из контура ладони с убранным за ненадобностью большим пальцем.

Если «8» произошло именно от этого сочетания пальцев, то понятно почему:

 

1.                       У цифры «8» нижний кружок всегда заметно больше верхнего

«8» иногда писали как , то есть с перекрытием нижним кружком верхнего.

 

 

«Пять и четыре сверху»

 

 

 

 

Вот и вся теория, собственно.

Только вот при чем тут арабы? Для меня загадка. Посмотрите, как выглядят настоящие арабские цифры.

Вот индийские цифры строятся по такому же закону, а арабские, скорее всего, возникли позднее.

 

 

Наши цифры

Индийские цифры

Арабские цифры

Если европейцы у индийцев цифры заимствовали, то, видимо вместе с самим принципом их конструирования? Его помнили, еще относительно недавно, в 16 веке, когда создали современное начертание «5». А вот почему и как забыли, это вопрос? Неужели кому-то выгодно, чтобы мы не понимали происхождение своих же цифр и букв? Зачем?

 

Рис. с сайта http://www.sitc.ru/konkurs/sabirov

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Сайт управляется системой uCoz