Каменев Д.А.
Гипотеза о
принципе построения
арабских цифр
Предположим, что в древности люди считали что называется «на пальцах». И начинали счет с большого пальца.
Как это могло выглядеть?
«Один»
Один большой палец – это число «1», остальные пальцы зажаты в кулак.
Такое написание позволяет понять откуда в цифре «1» сверху «носик».
Ведь наш большой палец когда выставляется всегда отгибается в верхней
фаланге. Прямо его выставить – это уже требует усилий.
«Два»
Написание «2» с очень длинным хвостиком часто встречается во
многих русских текстах 12-15 веков.
«Три»
Вот почему, наверное, у цифры «3» часто верхняя часть не круглая, а острая.
«Четыре»
А вот такой цифры «4» не существовало. И по очень простой причине. Далеко не все люди могут
свободно зажать в ладонь только один лишь мизинец. У меня самого на правой руке это получается, а на левой – нет. Гораздо проще показать «4» всеми пальцами, кроме большого, прижав последний к ладони. Если получившуюся прорисовку перевернуть, и писать остро, прямыми линиями, то как раз и получается наша цифра «4». А если не переворачивать и рисовать изогнутой линией, то выходит старорусское и индийское начертание этой же цифры.
Надо заметить на этом примере явление, которое впоследствии будет встречаться в каждой цифре.
А именно:
Вместо четырех-пяти параллельных черт, обозначающих пальцы, для
простоты будет рисоваться одна.
«Пять»
С цифрой «5» все то же самое, что и с цифрой «4». Точно так же существует «острый» и «гладкий» варианты написания. «Острый» старинный вариант был принят ранее, потом был вытеснен «гладким», в котором ладонь изображается полукружком.
Может быть, это произошло из-за необходимости более четко различать цифры «4» и «5». Ведь у разных авторов они писались с самыми разными вариациями. А полукружок – это очень понятный символ ладони.
Исходя из этой гипотезы, можно объяснить следующие традиционные особенности начертания цифры «5»:
1. Почти обязательная выгнутость вниз верхней палочки
2. Незамкнутость нижней дуги
3. Наклон вправо вертикальной палочки.
Далее перейдем к цифрам изображающихся обеими руками. И здесь очень уместно будет вспомнить русский речевой оборот «Столько-то и столько сверху». Например «100 и один сверху». Так естественно считали товар купцы. Вполне реально, что и на руках цифры показывались точно так же.
«Пять и один сверху»
У меня две версии, как возникло современное написание этой цифры. Мне кажется, что нижний вариант предпочтительнее. Кружок всегда означает ладонь, и пальцы ее потому можно не изображать. Еще один довод за, это то, что в верхнем варианте хвостик должен бы быть как у цифры «5», и такое написание, опять же, слишком мало отличалось бы от самой пятерки.
А это индийский вариант цифры «6» и его возможное происхождение. Просто палец не на ладонь прикладывали, а повыше, на пальцы. Вот при сокращении и возникло написание очень похожее на нашу цифру «3». Индийцы различают свои «3» и «6» в основном только по тому, как пишут их. Выпуклости в одну сторону – это «3». В другую – «6». Плюс у шестерки иногда появляются «хвостики» сверху и снизу, а у тройки «хвостик» бывает только снизу.
«Пять
и два сверху»
Подобное происхождение цифры «7» обясняет:
1. Частую выгнутость верхней перекладинки «7» наподобие как в цифре «5». Оно и понятно,
ведь это изображения одного и того же большого пальца.
2. Иногда встречающееся такое традиционное начертание
3. То, что диагональная палочка «7» гораздо длиннее горизонтальной (так же как в старинной двойке)
«Пять и три сверху»
Возможно, что нижняя окружность цифры образовалась из контуров указательного и двух больших пальцев,
а не из контура ладони с убранным за ненадобностью большим пальцем.
Если «8» произошло именно от этого сочетания пальцев, то понятно почему:
1. У цифры «8» нижний кружок всегда заметно больше верхнего
«8» иногда писали как , то есть с перекрытием нижним кружком верхнего.
«Пять и четыре сверху»
Вот и вся теория, собственно.
Только вот при чем тут арабы? Для меня загадка. Посмотрите, как выглядят настоящие арабские цифры.
Вот индийские цифры строятся по такому же закону, а арабские, скорее всего, возникли позднее.
Наши цифры |
Индийские цифры |
Арабские цифры |
Если европейцы у индийцев цифры заимствовали, то, видимо вместе с самим принципом их конструирования? Его помнили, еще относительно недавно, в 16 веке, когда создали современное начертание «5». А вот почему и как забыли, это вопрос? Неужели кому-то выгодно, чтобы мы не понимали происхождение своих же цифр и букв? Зачем? Рис. с сайта http://www.sitc.ru/konkurs/sabirov |
0 |
|||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |