Ислам

Содержание

 

I.                 Введение 

II.             История возникновения и развития

III.         Символ веры “Шахадат”

IV.         Пять столпов Ислама

V.             Космогония и эсхатология

VI.         Иерархия существ в мире

VII.     Эпоха Арабского Халифата

VIII. Идеология Ислама

IX.        Праздники

X.            Мечети

XI.        Идеологические течения

Суфии

Вахаббиты

Мюриды

Исмаилиты

I.                 Современность Ислама

II.             Заключение

III.         Приложение. Притчи учителей суфийских школ

IV.         Понятийный словарь

V.             Темы для рефератов

VI.         Рекомендуемая литература

 

Введение

 

         Ислам - одна из самых широко распространенных религий нашего мира. Количество мусульман оценивается числом около 800 млн. человек. Основан Ислам был Пророком Мухаммедом ибн Абдаллахом, которого наша школа считает одним из великих просветленных людей. Мировоззрение этой веры предполагает существование в мире одной единственной создающей, движущей, и разрушающей его силы - бога Аллаха. Аллах вечен, вездесущ, непостижим чувствами, справедлив и всеведущ. Все в мире проявляется по воле Аллаха. Земные проявления Мусульманства достаточно разнолики и неоднозначны - здесь и высокие суфийские учения и высоко развитые искусства орнамента и письма, однако здесь же и сожжение Александрийской библиотеки и терроризм фундаменталистов, поэзия Омара Хайяма, законы Шариата, блестящие военные победы Халифов и

 

История возникновения и развития

 

         Основатель веры Мухаммед ибн Абдаллах родился около 570 года в Мекке в знатном, но обедневшем купеческом роду, который возводят к Исмаилу - сыну библейского пророка Авраама. Мухаммед объявил однажды, что к нему явился ангел и провозгласил, что Бог избрал его, Мухаммеда, Пророком. В терминах Йоги это значит, что Мухаммед достиг состояния просветления - самадхи.

           После этого Мухаммед примкнул к восточным христианам широко распространенным тогда на ближнем востоке [5], и некоторое время с ними тесно общался. Судя по тому, сколько созданный пророком ислам взял из христианства, Мухаммед, очень  вероятно, сам некоторое время был христианином.

        Наша школа придерживается следующей позиции относительно возникновения Ислама:

         К началу VII века в мире существовали два крупнейшие объединения христиан: в Западной Европе и в Передней Азии и на Ближнем Востоке. По историческим свидетельствам, западные христиане в первых столетиях распространения своей веры, в трудный для них момент, попросили у восточных коллег помощи, и те им помогли. Несколько позже, наоборот, восточные христиане стали нуждаться в помощи, но западные им отказали. После чего восточные христиане разорвали все отношения с бывшими собратьями и решили создать свою, новую веру. Во главе ее стал пророк Мухаммед. Он сохранил в Исламе многие основные положения христианства, убрав только всякое идолопоклонничество (иконам, святым, пророкам …).

         Традиционно считается, что сначала Пророк проповедовал новое учение только в кругу своей семьи и ближайших родственников. После обращения их в ислам он перенес центр своего внимания на площади своего родного города Мекки. Появление нового проповедника вызвало сильное противодействие со стороны жрецов храма Каабы. В результате Мухаммед, спасаясь от преследований, был вынужден бежать в город Йасриб (Медину), где смог далее развивать свое учение [5] .

          На территории Ближнего Востока и Передней Азии, во времена Пророка (VII век) обитало множество весьма разнообразных по укладу жизни и религиозным верованиям кочевых племен арабов. Во всех крупных торговых городах среди населения преобладали иудеи и христиане [2]. Племена и народы были объединены в три крупных политических союза:

Союз Тулс - (иудеи и христиане) эти племена заселяли южную Аравию;

Союз Хумс - (язычники, поклоняющиеся камню Каабы и пантеону связанных с ним божеств) обитали в окрестностях Мекки;

Союз Тилла - (язычники, поклоняющиеся собственным богам, но признающие камень Каабы священным) племена, занимавшие внутреннюю Аравию.

         Большинство из племен и народов этих союзов находились на рабовладельческой стадии своего развития.

          В этих политическо-религиозных условиях Мухаммед провозгласил в своем учении священность камня Каабы, святость традиционного жизненного уклада арабов и святость Торы (Библии) и Евангелий, несмотря на то, что все эти группы святынь не имеют между собой ничего общего [2].

          Первые 13 лет Пророк проповедовал очень мирное вероучение, затем, обретя в лице своих последователей в Медине значительную военную поддержку, он резко поменял свои взгляды и провозгласил необходимость распространения ислама "путем меча".

         После такого идеологического поворота, вплоть до своей смерти в 632г., Мухаммед с переменным успехом вел серию непрерывных военных компаний по захвату близлежащих государств [6]. Он захватил Мекку и близлежащие мелкие государства или заключил с их шейхами военно-политические союзы. После кончины пророка его сподвижники продолжили завоевания, добившись за несколько десятилетий огромных военных успехов [6].

 

Вопросы:

1. Какие могут быть иные причины для возникновения Ислама?

2. Насколько обоснована точка зрения, что Мухаммед видел внутреннюю эзотерическую непротиворечивость христианских и языческих святынь и присутствие в них частицы Аллаха? Потому он и включил их в Ислам.

3. Можно ли объяснить мусульманские религиозные войны как попытку Мухаммеда прекратить междоусобицы среди агрессивных арабских племен?

Символ веры “Шахадат”

 

          Для проведения в жизнь учения ислама “путем меча” религиозная община была организована Пророком как армия с ее принципами единоначалия, безусловного подчинения командиру, главенствования устного приказа начальника над писаным законом. Обряды и положения мусульманства, созданные им предельно просты, и почти все могут выполняться войском в полевых условиях. [6] Они следующие:

Пять столпов ислама

 

1.   Принятие веры произнесением формулы “Ла иллаха иль Аллах! Мухаммед расуль Аллах!” (“Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк его!”.). Этим верующий обязуется выполнять все законы и положения ислама.* При ритуале верующий может поднять вверх указательный палец (символ единства бога в противоположность христианской троице).

2.   “Намаз” - молитва 5 раз в день в определенной последовательности молитвенных поз желательно на специальном коврике. При молитве мусульмане обращаются лицом к Мекке. До завоевания Мекки кеблой (местом на которое ориентируются) был Иерусалим.

3.   Пост в месяц Рамазан (Рамадан). Пост служит средством очищения для спасения от огня ада. С восхода до заката солнца не разрешается ни есть, ни пить. После заката можно. Больные и беременные освобождаются от поста. Они позже должны отпоститься недостающее количество дней. В связи с отсчетом времени мусульманами не по солнцу, а по луне месяц Рамазан приходится каждый год на разные дни.

4.   “Хадж” - обязательное паломничество хотя бы один раз в жизни в Мекку с целью совершения ритуале поклонения священному камню Каабы. После Мекки верующие часто посещают могилу Пророка Мухаммеда в Медине и священное место в Иерусалиме, где небесный конь, вознесший Мухаммеда однажды на небо для получения откровения Аллаха, сделал остановку и Мухаммед оставил след своей стопы на камне. Хадж считается, обладает огромной очистительной силой. Верующий умирающий на обратной дороге после паломничества прямиком попадает в рай. Хадж засчитывается только совершеннолетним. При болезни или невозможности посетить Мекку, можно послать вместо себя заместителя дав ему денег на путешествие.

5.   “Закят” - обязательная милостыня в пользу бедных в размере 2,5% от годового дохода. В современных арабских банках взимается в конце финансового года со всех счетов автоматически.

 

Часто к этим 5 пунктам символа веры добавляют еще один.

6.   Джихад - обязательная война с неверными. Джихад делится на большой и малый. Малый джихад - обычная война с ними. Большой джихад состоит в побеждении в себе самом искушений Иблиса (Дьявола) уединенными медитациями на свою жизнь. Проводится в основном в мирное время. Существует еще словесный джихад, состоящий в убеждении неверующих.

 

*После принятия ислама верующий в удобное время должен совершить обряд обрезания, который в некоторых странах считается также обязательным условием принятия веры. Детей обрезают обычно в возрасте 2-х лет.

 

          Для общины-войска, находившегося в состоянии ведения частых военных действий, Мухаммедом были определены следующие запреты: [2]

 

Вопросы:

1. Зачем верующие при молитве обращаются лицом к Мекке? Почему до Мекки кеблой был Иерусалим?

2. Зачем необходим религиозный пост?

3. Почему так важно совершить паломничество в Мекку? Почему ритуальное посещение камня Каабы ставится мусульманами выше, чем ритуальное посещение могилы пророка Мухаммеда?

4. Для чего необходима в государстве обязательная милостыня бедным?

5. Почему однажды приняв Ислам выйти из него уже нельзя?

6. Почему в Исламе принят обряд обрезания? Чем он отличается от еврейского обрезания?

 

Запреты

 

1.   Пророк запретил поклоняться любым изображениям или скульптурам людей или животных, а также производить такие изображения.

2.   Нельзя есть свинину (кроме безвыходных ситуаций). В свинине в жарком климате развивается много гнилостных бактерий и паразитов. Они могут вызывать тяжелые болезни.

3.   Нельзя употреблять в пищу кровь и падаль.

4.   Нельзя пить крепкие алкогольные напитки. В одном из хадисов Мухаммед поясняет, что верующий не может совершать намаз качественно в пьяном виде 5 раз в день. К тому же пьяное войско не войско.

5.   Пророк запретил азартные игры как развращающие дух воинов.

 

В гражданской жизни Мухаммедом узаконены следующие традиционные арабские нормы взаимоотношений мужчин и женщин[5],[6]:

6.   Мусульманин имеет право брать себе до 4 жен при условии, что  он может их всех содержать. (В некоторых мусульманских странах каждому мужчине платят отдельно его зарплату и по такой же зарплате на каждую из его жен). При несоблюдении этого положения жены вправе наложить вето на следующий брак мужа.

7.   Кроме жен мусульманин (у шиитов) мог брать себе неограниченное количество наложниц преимущественно из числа захваченных в битвах рабынь.

8.   Жена должна соблюдать верность своему мужу. В случае уличения в прелюбодеянии любовники подлежат побитию камнями до смерти [1](в Саудовской Аравии – обезглавливанию) [7] На немусульман это положение не распространяется. Их немедленно высылают из страны.

9.   Запрещается проституция, как противоречащая главной функции женщины ождению детей. (В шиитском Иране этот запрет обходится путем заключения браков на несколько часов).

10.Жена имеет право на развод, в случае если муж ее не удовлетворяет сексуально более 2 месяцев (до 4 месяцев) или если он вообще не способен это делать. Сроки различаются в зависимости от страны.

11.Мужу достаточно однократно произнести при свидетелях слово “развод”, после чего он становится свободным от уз жена отправляется к родителям.

12.При наследовании и разводе за женщиной автоматически признаются права на значительную часть имущества и безоговорочные права на ее детей до 7 лет. Более взрослые дети могут быть взяты отцом, но только при определенных условиях.

13.Женщина должна соблюдать затворничество дома.

14.Женщинам ранее было довольно затруднено получение образования и общественная жизнь.

15.Им и поныне запрещается выходить замуж за не мусульман. Мужчинам брать жен иной веры разрешается.

16.Женщины на людях должны носить чадру – одежду оставляющую открытыми только кисти, стопы и овал лица. В некоторых странах они также носят паранджу – непрозрачную длинную накидку закрывающую лицо. В пустыне паранджа служит защитой от горячего сухого песка, а в городе уберегает от любопытных мужских взглядов.

 

     Сам Пророк отличался большим влечением к слабому полу, имел множество жен и наложниц и иногда нарушал свои же положения Корана (например, о прелюбодеянии, или о количестве жен). В этих случаях он добавлял к священному писанию специальные главы о том, что можно и чего нельзя ему, Пророку. Такое решение внутренних проблем, впрочем, не всегда спасало Мухаммеда от восстаний в его гареме. Об этом можно подробно прочитать в книге В. Ирвина “Жизнь Мухаммеда”.

 

Вопросы:

1.        Что могло повлечь за собой идолопоклонство?

2.        Почему мусульманки считают себя более свободными по сравнению с европейскими женщинами?

3.        Почему в арабских странах очень широко распространено мужеложество (в основном с мальчиками)?

4.        Почему, как правило, восточные женщины готовят еду значительно более вкусную и разнообразную, чем женщины с европейским воспитанием?

 

Перейдем теперь к рассмотрению сути учения Пророка.

      В противоположность учителям Будде, Моисею, Лао-Цзы, Зороастру. космогонию, видение мира, пантеон сущностей Мухаммед не создал собственные, а взял из Христианства, Иудаизма и немного из Зороастризма. Своего он добавил к ним очень мало.

 

Космогония и эсхатология

 

1.     (иуд) В мире существует один единственный Бог Аллах, он же Яхве, он же Бог христиан.

2.     (иуд) Аллах сотворил мир за 6 дней и управляет им. В память 7 дня отдыха Аллаха празднуются не субботы и воскресенья, а пятницы.

3.     (зор) Дорога в рай лежит через мост Сират (Зороастр. Чинват) над огненной пропастью. Мост шириной в волос.

4.     Сам человек перейти его не в состоянии. Его должен перевезти тот баран или конь, которого он при жизни принес в жертву Аллаху.

5.     (иуд) Все в мире по воле Аллаха.

6.     (хр) Мир делится на Рай, Землю и Ад.

7.     (иуд) Рай имеет 7 сфер одна над другой (создавался 2 дня).

8.     (иуд) Из света Аллах сотворил ангелов и предназначил им вместе с праведниками для обитания Рай.

9.     В Раю также обитают божественные девы (Гурии) предназначенные для ублажения праведников. Для душ женщин в Раю имеются Гурии мужского пола.

10. (зор) Из огня  Аллах создал джиннов - невидимых сущностей.

11. Аллах поставил одного из главных ангелов Иблиса (Шайтана, Дьявола) повелителем всех джиннов.

12. (иуд) Иблис в какой то момент противопоставил себя воле Аллаха и за это был выслан из Рая в Ад. Он обитает в Аду, но иногда может посещать и землю. В Рай ему вход закрыт.

13. (иуд) Иблис искушает людей, предлагая им поступать против воли Аллаха.

14. (иуд) После ангелов Бог создал первого человека Адама по одной версии из глины, воды, праха. Придав человеку свой образ, он вдохнул в него свой дух. По другой версии Аллах добавил еще и каплю своей крови.

15. (иуд) К каждому человеку волей Аллаха приставлено два ангела - хранителя, которые всю жизнь неотступно за ним следуют.

16. (хр) Душа после смерти попадает либо в Рай, либо в Ад, либо в чистилище, в зависимости от тяжести грехов.

17. (иуд) Аллах сообщает людям свои откровения через великих Пророков. Пророкам Аллах дает великие способности, которых нет у обычных людей.

18. (иуд) В конце времен Аллах устроит страшный суд, когда будет судить души всех людей.

19. Это будет происходить так: сначала воскреснет Иисус Христос, родится антихрист Даджал и придет властелин времени Мехти. Иисус вместе с Мехти победят в битве Даджала. После этого протрубит в свою трубу ангел Исрафил и все живое умрет. Пройдет 40 лет.

20. (иуд) Второй раз протрубит в трубу ангел Исрафил. Все воскреснут, и начнется суд Бога. После суда наступит царство справедливости Аллаха.

 

Вопросы:

1. Почему Мухаммед – последний среди пророков?

2. Почему картина мира Ислама так похожа на христианскую и иудейскую?

Иерархия существ в мире

 

          Выше всех находится вечный единый бог Аллах.

Слова Аллаха передаются на землю прямо, через Пророка Мухаммеда и косвенно, через трактовки слов последнего другими мудрецами.

           На небесах обитают ангелы и верующие джинны. Один из главных ангелов - Гавриил (Джебраил) вестник Аллаха. Он передал Мухаммеду текст Корана. После Джебраила идут Микаил, Азраил (Израиль), Исрафил

          На земле живут люди и джинны.

          В аду обитают Иблис, неверующие джинны, и души грешников.

          На земле выделяются 6 великих Пророков "Расуль": Адам, Ной (Нух), Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса ибн Мариам) и Мухаммед.

          Мухаммед был последним великим Пророком и после него Пророков уже не будет.

          Ниже великих стоят "средние" Пророки (их 313), которые восприняли слова Аллаха с некоторыми искажениями. Это Авраам (Имран), Аарон, Иосиф, Шуайб, Худ,  Селик.

           После "средних" Пророков почитаются малые Пророки (их 124000) "наби" канонизированные церковью посмертно на основе рассмотрения их жизней. Могилы Расуль и Наби - места паломничества. Им приносят символические дары (чаще всего цветы) и обращаются с просьбами помочь в каком-либо деле. [2]

 

Вопросы:

1. Почему Мухаммед последний из великих пророков?

2. Как объяснить возникновение в Исламе почитания могил пророков?

3. Почему в число великих пророков не входят Зороастр и Будда?

       

Эпоха Арабского Халифата

 

        Первым халифом после Мухаммеда был выбран его дядя Абу Бакр. Он правил недолго (632-634), но за время своего правления урегулировал внутренние междоусобицы и начал первые крупные арабские завоевания.

        После себя он назначил преемником тестя Мухаммеда Омара. Омар правил 10 лет (634-644) и добился довольно больших военных успехов. Он завоевал Месопотамию, Сирию, часть Ирана, Закавказье, Палестину, Египет и дошел до стен Константинополя. [6]

         После убийства Омара рабом христианином, следующим халифом был выбран зять Мухаммеда Осман, принадлежавший к богатому курейшитскому роду. При Османе к Арабскому халифату были присоединены Армения, часть Ливии и Турция. [8]

         Осман был убит в 656 году сторонниками двоюродного брата Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Али высказал свои притязания на трон и был поддержан всеми наместниками Халифата, кроме сирийского Муавии из рода Омейядов. В решающей битве при Саллине с войсками Муавии, Али, имея значительный перевес сил, согласился на просьбу войск Муавии о перемирии и на решение вопроса о наследстве в третейском суде. В результате этого поступка в его войсках началось брожение, и Али потерял свое влияние на значительную часть армии. Некоторые из его сторонников перестали его поддерживать недовольные его недостаточно жесткой политикой. Другие же, относительно более либерально настроенные, вообще объявили о необходимости свободной выборности каждого следующего халифа. Они избрали себе собственного халифа и стали именоваться “Хариджитами” (вышедшими). (Ныне составляют менее 1% мусульман) [6][8]

         Али был вынужден оставить вопрос с Муавией и ряд лет воевал с Хариджитами, пока не пал от кинжала одного из них в 661 году. Последователи Али ибн Абу Талиба стали именоваться “Шиитами” (Шиа - секта, партия). (ныне 11% мусульман) [6]

            Власть же в халифате получил Муавия, давший начало династии Омейядов. Он продолжил начатое Али дело уничтожения хариджитов.

 Его последователи стали называться “Суннитами” (Признающими сунны - сборник благих обычаев, историй из жизни Мухаммеда и его высказывания) в противоположность шиитам, которые из сунн почитают только те, которые относятся к особой роли Али в Исламе (88% мусульман -  сунниты). Сунниты в принятии решений опираются на коллективное мнение иджмы (общины). Шииты – на ведущую роль имамов (“тех кто впереди”).[6]

         В ходе дальнейших завоеваний к Арабскому Халифату были присоединены вся Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, почти вся Средняя Азия до границ южной Индии и Китая, часть Грузии, весь Иран, Испания и Португалия. В Европе арабы были остановлены только в южной Франции в битве при Пуатье (732г.) где были разбиты объединенными войсками европейских государств.

 

 

Ислам в VII-IX веках [13]

 

 

           Вся территория халифата до Ирана принадлежала суннитам. Только Иран отошел Шиитам (позже также и Азербайджан). В западной и центральной Индии было образована Империя Великих Моголов, захваченная позднее монгольским ханом Тимуром и вновь отвоеванная Бабуром в 1526г. В последующие века эта империя распалась на страны Афганистан, Пакистан, Бангладеш и мусульманские северные индийские штаты Пенджаб и Гуджарат [7] [6]. Влияние Ислама на Индийскую культуру дало начало религии Сикхов и несколько изменило образ жизни индийцев. Впоследствии ислам в Индии частично растворился в индуизме, а частично продолжал сосуществовать с ним.

          Овладев Индией войска халифов захватили Яву, Малакку, а затем и всю Индонезию, которая сейчас является самой крупной мусульманской державой (90 млн. человек).

          В Африке арабы завоевали Судан, Сенегал, Того и некоторые другие страны. [8]  Далее эта религия смогла распространиться уже только в XX веке.

 

Вопросы:

1. Почему произошел раскол в войсках Али?

2. Почему враг Али Муавия продолжил войну Али с хариджитами?

3. Каковы причины военных успехов мусульман?

4. Почему власть в Исламском государстве после Абу Бакра стала передаваться по родственникам Мухаммеда, а не выборным путем?

 

Идеология Ислама

 

          В идеологическом плане последователи Мухаммеда перенесли почти без изменений положения и нормы, данные Пророком для общины на все устройство общества:

          Жесткий принцип беспрекословного подчинения начальству (власть имущим), обязательную готовность любого мужчины к военной мобилизации за дело веры и т.д... [6]

        Принцип подчинения интересов отдельного человека интересам общины стал нормой государственного устройства. Мусульмане живут “Иджмами” - общинами, в которых индивидуум есть в значительной мере безличная часть целого.

        Учение об абсолютном предопределении Аллахом всех событий, хорошо помогавшее воинам в битвах, было расширено на все сферы жизни и стало рассматриваться как абсолютная покорность судьбе.

       Учение об удаче, которая может прийти к любому человеку по воле Аллаха, легло в основу проявлений мусульман в профессиональной и общественной жизни. Вчерашний раб мог завтра сделаться Халифом и купаться в богатстве и роскоши. Плохой купец мог стать выдающимся воином или муллой. И так далее… Поэтому в арабском обществе нет никаких сословных привилегий (зато очень велики должностные) и границы сословий черезвычайно мобильны. Каждый гражданин может свободно выбирать себе дело по душе и в случае необходимости переходить в другое сословие.

       Также без изменений были сохранены и запреты Мухаммеда есть свинину и пить алкоголь, относившиеся к конкретному войску и  утратившие в значительной степени свое первоначальное значение.

        Основой же общества стал принцип джихада - войны с неверными, понимаемый двояко. Как необходимость внешних завоеваний для распространения ислама, и как борьба с внутренними еретиками сектантами.

         В дополнение к заветам Пророка в VIII-IX веках был создан единый свод гражданского, религиозного и уголовного права “Шариат”. В его основу были положены суры Корана, Сунны и Хадисы - ответы Мухаммеда на вопросы учеников не вошедшие в Коран. Хадисов насчитывается около 50 000 собранных в 6 книг “Риязуль салихин” (“высказывания пророка”).

         Шариат состоит из трех разделов: ибадат - религиозные обязанности; муамалят - юридические нормы; укубат - система наказаний. При разбирательстве дел по шариату обязательно учитываются не только поступки человека, но и намерения, с которыми тот их совершал. По современным понятиям система наказаний шариата достаточно сурова. [6] Происходит корнями она из законов воинской чести.

       Вору, даже мелкому, отрубают кисть правой руки. Частная собственность признается священной, хотя, в силу военной организации общества, торговое сословие никогда не могло развиться в полной мере. Слишком богатые купцы обычно привлекались к большим пожертвованиям на дело укрепления государства. [6]

          Менее жестоко наказывалось убийство. Узаконено было древнее правило кровной родовой мести “1 за 1”: свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину. Осуждалось самоубийство. [6]

        Четко были определены права и обязанности женщин, отстранение их от общественной жизни. В обществе проявляется только мужчина, а женщина реализует себя в качестве хозяйки дома. И в сферы друг друга они не вмешиваются. [6] В результате этого положения в исламском мире очень редко встречаются женственные мужчины и мужеподобные женщины. Надо признать, что в данном случае закон доведен до некоей крайности.

         Проиллюстрируем это положение примером: Рассмотрим русское дворянство прошлого века. В России мужчины управляли государством и служили отечеству, а женщины занимались светскими проявлениями общественной жизни. Именно они устраивали все балы, музыкальные и поэтические салоны, пикники, званые вечера, на которые приглашали различных знаменитостей и т.д. ... Мужчины этим заниматься в принципе не могут, потому что они психологически совершенно иначе устроены природой.

Отключение же женщин от светской жизни приводит к угасанию таковой вообще, что и наблюдается в мусульманском мире в течении многих веков.

            Закон совмещения в одном лице светской, военной и религиозной власти, необходимый для нормального функционирования армии Мухаммеда, стал впоследствии нормой организации всего общества. Муллы осуществляли и духовную, и судебную, и светскую власть. Лишь военачальников назначал сам Халиф. Понятие “Мулла” в исламе не совсем соответствует понятию “Священник” в христианстве. В исламе нет замкнутой касты жрецов. При необходимости службу в мечети может проводить любой верующий. Одного из них могут выбирать на эту должность на какой-то более менее длительный срок. [2] И, наоборот, мулла может при необходимости превратиться в военачальника или светское лицо.

       Культура зороастрийского Ирана оказала большое влияние на религиозные нормы шиитов. Шииты пользуются зороастрийским солнечным календарем, а не общепринятым в остальных исламских странах лунным. У них в некоторой степени даже разрешались изображения людей и животных вызванное широким распространением в доисламском Иране искусства миниатюры. В суннитском арабском мире, где этот запрет соблюдался очень строго, он привел к необычайно высокому развитию искусства письма. [7] [6]

 

 

Вопросы:

1.     Как вы думаете, чем вызвано широкое употребление наркотиков в исламских странах?

2.     Почему воровство по Шариату наказывается очень сурово?

3.     Почему у мужчин мусульман подавляются творческие способности?

4.     Что дает обществу возможность свободного перехода человека из сословия в сословие?

5.     Почему муллой может на какое-то время стать любой верующий?

6.     Как проявляется принцип подчинения начальству в семье, в роду, в умме, в иджме?

 

Праздники

 

Ураза-байрам

Праздник первого дня разговения после Рамазана. Праздник длится 3 дня и представляет собой отчет верующего Аллаху в праведности своих действий во время поста. Если мусульманин допускал  какие-либо нарушения, то он обязан уплатить в мечеть штраф (чаще всего в виде барана, верблюда, или деньгами).

Курбан-байрам

70-й день после поста. Празднуется жертва Пророком Авраамом своего сына Аллаху и разрешение Аллаха принести в жертву вместо сына ягненка. В отличие от Библии имя сына было не Исаак, а Исмаил. Верующие пируют и режут скот в жертву богу. Только в 4 дня этого праздника необходимо совершать хадж в Мекку, Медину и Иерусалим. В другие дни хадж не засчитывается.

День рождения Мухаммеда 12 число месяца Раби-аль-Авваль

В мечетях совершается торжественное богослужение, рассказывается о жизни и подвигах Пророка. Правоверные устраивают пиршества и собирают пожертвования на мечети в память Мухаммеда.

Раджаб-байрам

Праздник вознесения Пророка Мухаммеда на коне Бурак на небо, посещение им по пути Иерусалима, где Пророк имел беседу со своими предшественниками Пророками Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом. Затем Мухаммед по лестнице ангелов достиг престола Аллаха для приятной беседы с ним и вернулся на землю. Все эти события случились, по преданию, в долю секунды по земному времени, так, что вода из опрокинутого кувшина еще не успела вылиться.

Ночь “Барат” с 14 на 15 месяца Раджаб

В этот день Аллах решает судьбу каждого человека на год вперед. В этот праздник пиршеств не предусматривается – все еще длится пост. Мусульмане особенно усердно молятся, совершая кроме 5 намазов, сунниты - 20, шииты - 11.

Ночь Кадырь с 26 на 27 Рамазана

Аллах передал книгу Корана ангелу Джебраилу (Гавриилу) на нижнее небо, откуда в последствии Джебраил в эту ночь начал постепенно диктовать Коран Мухаммеду. В эту ночь лучше не спать и молиться.

Последний день Рамазана

Праздник конца поста. Благодарность Аллаху за то, что он послал на землю пророка Мухаммеда и дал через него людям книгу Корана.

Ашура - 10 число Мухаррама

Праздник дня, когда Ной покинул ковчег после потопа. Однако отмечается шиитами как праздник убиения Хусейна сына Али ибн Абу Талиба. День глубокого траура. Мужчины проходят по улицам, бичуя себя и скандируя имена шиитских героев.

 

Вопросы:

1. Почему христиане и иудеи не празднуют день оставления Ноем ковчега? Почему они не празднуют жертву Авраама?

2. Почему мусульмане не отмечают дни рождения предшествующих великих пророков так, как, например, христиане отмечают день рождения Иоанна Крестителя?

 

Мечети

 

     Отцы христианской церкви пишут, что здание церкви в эзотерическом плане представляет собой символ мужского полового органа (а здание собора - женского). Наша школа считает, что здание мечети в исламе, как и здание церкви в христианстве, имеет ту же символику (даже более точную). Таким образом верующие христиане и мусульмане почитают в храме символически мужское начало. Этому, кстати, вполне соответствуют и идеологии обеих религий.

       Наша школа рекомендует делать приблизительно следующий ритуал при посещении храма (возможны вариации):

       При подходе к территории мечети посетителю следует сложив руки в намаз поклониться, мысленно поприветствовать Аллаха и пророка Мухаммеда, четко сформулировать причину посещения и попросить разрешения войти. При входе в здание необходимо еще раз мысленно их всех поприветствовать. При входе в молельный зал надо поклониться и поприветствовать алтарь в намазе, приветствуя таким образом всех великих и малых пророков и святых ислама. После этого следует сойти с линии, соединяющей вход и михраб и занять место на своем коврике.

       При выходе из храма следует также сложить руки в намаз и мысленно поблагодарить Аллаха, пророка Мухаммеда и всех тех, кто вам помогал и покровительствовал при посещении и попрощаться с ними. Только после этого можно поворачиваться лицом к выходу и выходить из мечети. После выхода за ограду храма необходимо опять повернуться к нему лицом и мысленно поблагодарить и попрощаться.

                                   (По материалам лекций Гуру Ар Сантэма и его книге [9])

        В мечетях не бывает каких-либо изображений людей и животных, излишних украшений и музыкальных инструментов. Допускаются только настенные надписи из Корана выполненные очень красивой фигурной арабской вязью. В молельном зале установлен миртаб (алтарь) с трибуной для проповедей муллы. Ранее миртаб не был алтарем, а только обозначал направление на Мекку. При входе в мечеть верующий обязательно должен разуться и либо оставить свою обувь при входе, либо взять ее с собой в закрытом пакете. Часто входов в храм два - отдельно для мужчин и для женщин. Женщины молятся отдельно, чтобы видом своих прекрасных частей тела в молитвенных позах не смущать умы правоверных и не отвлекать их от мыслей об Аллахе.

        Богослужение заключается в прочтении в определенной последовательности некоторых сур из Корана, чередующихся с периодическим принятием цикла специальных поз на молитвенном коврике обратившись лицом к Мекке. После богослужения Мулла читает нравоучительную или общественно-политическую проповедь и после нее верующие выполняют завершающий цикл молитв.

         В мечетях происходят не только богослужения. Храмы являются одновременно центрами культурной и общественной жизни. В них решаются текущие общественные дела общины, собираются пожертвования, обсуждаются политические вопросы.

        Организация образования в исламском мире также традиционно имеет своими центрами мечети. При них находятся детские школы - мектебы. А в больших городах при храмах строятся высшие исламские учебные заведения - медресе.

 

Вопросы:

1. Как вы думаете, чем вызван запрет на музыкальные инструменты в мечетях?

2. Почему мечети объединяют в себе учебные и культурные центры?

 

Идеологические течения

 

         В исламе в отличие от христианства все секты и ордена ислама всегда оставались чисто теоретическими явлениями непричастными к власти и деньгам. Почти все они включали в себя различные эзотерические учения. [2] [6]

 

Суфии

 

          Название движения происходит от слова “Суф” - грубая шерстяная накидка. Оно появилось в VIII веке в Ирак и Сирии и представляет собой эзотерические общества нищих дервишей, руководимые учителями одиночками. Необычайно велико разнообразие школ и учений, входивших в движение суфиев. Первые Учителя суфиев Аль Басри, Аль Мухазби, Аль Хиллай говорили о необходимости искать бога в себе, развивать любовь к божественному началу в себе и во всех других существах, подчинять все личные и общественные проявления человека задаче познания истины лежащей в основе строения мироздания. Познание необходимо людям для достижения совершенства. Этот путь стал называться “Тарикат” (тарика - путь). Он всегда был тайным, с посвящением учеников на каждую следующую ступеньку при успешном прохождении ими определенных духовных испытаний.

         Некоторые школы суфиев стали организовываться в монастыри, руководимые шейхами, и не признавали многие нормы ислама. Вследствие этого в первые столетия своего существования суфии преследовались властями до тех пор, пока великий суфий Аль Газали в XII веке не создал учение о необходимости достижения гармонии с исламским обществом через выполнение всех религиозных предписаний и обрядов.

        С XI века на основе суфийских монастырей стали возникать дервишские ордена.

 

1. Накшбандия

“Люди узора”. Движение возникло в XIV веке в Средней Азии. Основатель Мухаммед Бахаддин Накшбанд. Мастера ордена никогда не преступали социальных рамок каждой конкретной культурной среды и потому слыли благочестивыми мусульманами. Ничем особым в одежде, поведении и своих действиях старались не выделяться. Провозглашали необходимость возврата к первоначальным суфийским эзотерическим практикам. Учителя Накшбадии имеют право посвящать учеников в свой и во все другие суфийские ордена. Орден широко распространен в Дагестане и Туркмении (около 300 000 членов).

2. Чишти

Последователи сирийского учителя Абу Исхана Чишти. Специализировались на применении музыки в эзотерических практиках. Часть ордена пришла в упадок вследствие увлечения музыкальным эмоциональным кайфом. Наиболее распространены в Индии, где их учителя-музыканты пользуются большим почетом и уважением.

3. Кадири

Последователи иранского учителя Абдул Кадира аль Гилана (умер в 1116г.). Черезмерно увлекались практиками достижения экстатических состояний, после чего орден выродился и пришел в упадок.

4. Сухаваради

Основатель ордена учитель Зия ад-Дин Джахиб Сухаваради. Информации об учении не найдено.

 

Некоторое представление об учении суфиев и об их школах читатель может составить себе по суфийским притчам, содержащимся в приложении в конце книги.

 

Вахаббиты

 

         Это движение было основано в XVIII веке Аль Вахабби в противовес суфизму. Вахаббиты объявили себя борцами за чистоту веры. Выступали против культов любых святых как посредников между Аллахом и людьми, включая культ Пророка Мухаммеда. Под лозунгом джихада захватили Мекку и центральную Аравию. Уничтожили некоторые святыни и даже изуродовали камень Каабы. В начале XIX века основали государство названное по имени первого его эмира Сауда Саудовской Аравией. Вахаббиты отличались крайним консерватизмом и экстремистскими убеждениями. В XIX-XX веках их взгляды стали несколько более умеренными, святыни Аравии ныне восстановлены и находятся под защитой государства.

 

Мюриды

 

        Последователи Амаду Бамба (1895-1927гг.). Распространены в Сенегале (около 400 000 чел.). Живут общинами. Считают землю собственностью всей общины, а труд обязательным для каждого. Поэтому у них нет нищих и домов престарелых. Проповедуют непротивление насилию. Первая обязанность мюрида - содержать семью. Не поддерживают контактов с экстремистами.

 

Исмаилиты

 

         Названы так по Исмаилу (умер 751г) сыну 6 шиитского имама Джафара. Последователи этого течения признали Исмаила великим Пророком. Распространены в восточной и северной Африке. Достаточно оригинальна доктрина Исмаилитов. Они считают, что существует мировой разум, являющийся ипостасью Аллаха. Проявления мирового разума - это 7 великих Пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед и Исмаил. Эманацией мирового разума является мировая душа. Она породила материю и все живое, включая человека. Ее проявления - 7 великих имамов (имам - “тот, кто впереди”). Мировая история делится на 7 периодов, следуя всеобщему закону перерождений и закону кармы. Цель существования человека - достижение высшего знания. Оно ведет к возвращению души к мировому разуму и к прекращению колеса перерождений.

 

Течения исмаилитов следующие:

 

1. Карматы

В 869г. некто Кармат во главе отряда исмаилитов примкнул к восстанию рабов на юге Аравии, и в 889г овладел королевством Бахрейн. Движение Карматов отличали крайние фанатизм и нетерпимость. Политика набегов на соседей привела к падению их царства и исчезновению карматов на рубеже XI-XII веков.

2. Друзы

Основаны неким Дарази. Распространены в Ливане, Сирии и Израиле. Обожествили до крайней степени ничем не знаменитого халифа Хакима (996-1021). Образуют закрытую группу со многими обрядами посвящения. Считают, что в мире существует с не очень большое количество душ меняющих тела в новых перевоплощениях. Верят в страшный суд. Ввели моногамию, необязательность намаза, хаджа, Закята. Вместо молитв разрешаются медитации. Вместо Рамазана вводят периоды молчания.

3. Гашишины

Самая печально известная ветвь исмаилитов. Секта “курильщиков гашиша” как переводится их название, возникла в XI веке и базировалась в крепости Аламут недалеко от Тегерана. Руководители гашишинов тренировали своих приверженцев “фадаинов” как наемных убийц-камикадзе. Провозглашали лозунг, что смерть во имя веры - прямая дорога в рай. Руководителей секты никто не знал в лицо. Накурившихся до беспамятства новобранцев тайно увозили в секретную долину, наполненную райскими удовольствиями с прекрасными девушками среди роскошных садов. Затем, через несколько дней, возвращали в таком же состоянии обратно. Таким образом, получали фанатиков свято верующих в райское блаженство и готовых на все ради этого.

     Крепость Аламут была разрушена в 1256 году. Вместе с этим пришла в упадок и секта. От ее названия происходит французское слово “убийцы” - “assassines”.

 

Вопросы:

1.     Почему идеологические течения в Исламе самоотстранялись от власти и экономики?

2.     Почему мусульманский монастырь в отличии от христианского не обладал никакими землями и крупными средствами?

3.     Почему учение о перевоплощении душ не принято в официальном Исламе?

 

Современность Ислама

 

Ислам в современных странах Азии и Африки [13]

 

 

          В нашем веке ислам относительно мало изменился. По-прежнему эта религия довольно жестко связывается с традиционным мусульманским образом жизни и устройства социума, что в известной степени лишает ее приспособляемости к другим общественным условиям. Во многих исламских странах в настоящее время все так же объединяются в одном лице духовная с судебной и светская с военной властью. Законы шариата, однако, трактуются уже значительно мягче. Наказания смертью почти не применяются. Шариат считается обязательным только для мусульман. На иноверцев распространяются только уголовное право [7]. В последние десятилетия Исламе наметились два основных направления развития:

 

         Первое (модернисты) заключается в частичном принятии западных общественных норм устройства общества. Ярче всего оно проявилось в Турции, где в 20-е годы прошлого века Ататюрком была совершена революция и приняты следующие положения общественного устройства [7] [2]:

1.Церковь отделена от государства.

2.Шариат заменен Европейским правом.

3.Женщину уравняли в правах с мужчиной.

4.Упрощены религиозные обряды.

5.Признана не противоречащей исламу европейская наука. Разрешено стало

   использовать достижения европейской науки и техники

 

          Второе направление (фундаменталисты) стремятся к консервации в неизменном виде религиозных догм веры и исламского общественного устройства. Фундаменталисты распространены почти во всех мусульманских странах. Сторонники этого движения ответственны за довольно значительную часть всех террористических актов в мире. Отличительными чертами фундаменталистов являются крайний религиозный фанатизм и экстремизм. [6]

 

Вопросы:

1. Дайте собственный прогноз развития Ислама в ближайшем столетии.

2. Почему в развитых арабских странах государственное и общественное устройство перенимает некоторые черты западноевропейского?

3. Почему в Исламе так сильно направление фундаментализма? Какие силы его поддерживают и кто в нем заинтересован?

Заключение

 

        В заключение можно отметить, что, несмотря на внутреннюю противоречивость основ учения и стремление этой веры к своему распространению насильственным путем, а также на ряд негативных психологических моментов, Ислам имеет и сильный природный эволюционный стержень, который позволяет верующим более полно, более углубленно познавать некоторые грани окружающего мира.

        Простота и лаконичность ритуальной стороны этой веры дает верующим большую свободу для самых различных проявлений философской мысли и эзотерических учений. Некоторые из идеологических ответвлений настолько сильно отличаются от традиционного Ислама, что даже не признаются другими партиями вообще как Ислам. Такая позиция во многом сближает эту религию с Буддизмом, в котором также существует очень большое разнообразие философских течений в сочетании с терпимостью каждого к каждому.

      Возможно в будущем такая веротерпимость придет и в Ислам, что позволит ему далее гармонично развиваться и эволюционировать.

Приложение. Притчи учителей суфийских школ

 

О движении

Перед тобой - храм, позади тебя - вор. Шагая вперед, ты победишь; заснув, ты умрешь.

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЕ

Как бы много ты ни изучал, ты не можешь познать, не действуя. 0сел, груженный книгами, не будет ни мыслящим, ни мудрым человеком. Не обладающий сущностью, каково же его знание - Несет он дрова ли, книги ли?

ГОРДЫНЯ

Не похваляйся, что избавился от гордыни, ибо ее труднее заметить,    чем след муравья на черном камне в темную ночь. И не думай, что ее легко выявить наружу, ибо легче иголкой добыть гору угля из недр земли.

ЭТА ЗАДАЧА

Перед тобой твой долг. Займись чем угодно еще, займись любым числом дел, заполни все свое время без остатка и все же, если ты не выполняешь эту задачу, все твое время будет растрачено попусту.

ДРЕВНЕЙШИЕ УЧИТЕЛЯ

Баха ад-Дин в мечтах погрузился в далекое прошлое. Он сказал группе новопришедших: - Я только что видел и разговаривал с учителями глубочайшей древности, которых считают уже давно умершими. Они спросили его: "Как же они выглядели?" Он ответил:

-Ваше отношение к учению таково, что они приняли бы вас за демонов. Положение таково, что если бы вы их увидели, признали бы их вообще

недостойными говорить с вами. И не проявили бы к ним никакого интереса.

крайности

 Познание крайностей - единственный путь к правильному пониманию действия принципа золотой середины.

                                                                                                                Фармадхи

УЧЕНЫЕ И ОТШЕЛЬНИКИ

Дай денег ученым, чтобы они смогли больше изучать. Не давай ничего отшельникам, чтобы они могли остаться отшельниками.

СОСТОЯНИЯ И ШАКАЛЫ

Шакал считает, что попировал на славу, на самом же деле он просто набрел на львиные объедки. Я передаю науку создания состояний. Оторванное от целого, это принесет вред. Занимающийся одной только этой наукой может стать знаменитым, даже могущественным. На его примере люди начнут почитать состояния, покуда почти совсем не утеряют способность вернуться на Путь суфиев.

                                                                        Абдул-Кадир из Гилана

РАСТЕНИЕ

У входа в дом Абдул-Кадира Гилани однажды был выставлен горшок с цветком. Тут же была надпись: "Понюхай и скажи, что это". Каждому вошедшему предлагались письменные принадлежности с просьбой написать ответ на эту задачу, если он пожелает. В конце дня Абдул-Кадир подал коробку с ответами одному из учеников. Он сказал: - Ответившие "роза" могут остаться, если пожелают, чтобы продолжить обучение. Те же, кто не написал ничего или все что угодно, кроме слова "роза", могут быть свободны. Кто-то спросил: "Разве необходимо прибегать к поверхностным приемам, чтобы оценить пригодность к ученичеству?" Великий учитель ответил: "Мне известны ответы, но я хочу показать всем остальным, что поверхностные проявления обнаруживают внутреннюю природу", - и передал собравшимся список, в котором содержались имена всех, кто написал "роза", хотя он не видел их ответов. Это иллюстрирует одно из значений фразы: "Очевидное есть нить к достоверному". То, что Абдул-Кадир видел внутренне, могло быть явлено также и внешне. В этом смысле и на этом основании определенного рода поведение ожидается от учеников:   

ДЕЙСТВИЕ И СЛОВА

Я даю людям то, что они хотят. Я говорю стихами, потому что люди требуют их в качестве развлечения. В моей собственной стране люди не любят поэзию. Я долго искал людей, жаждущих действия, но они жаждут лишь слов. Я готов указать вам действие; но никто не поддержит это действие. И потому я дарю вам - слова.

Невежество глупца, в конечном счете, ударит по вас, как бы ни был он сердцем предан вам.

НАЧАЛО ТИРАНИИ

Начало тирании в этом мире было сперва ничтожным. Все добавляли ней, пока она не достигла своих нынешних размеров. Ради получения половинки яйца, которую султан считает себя вправе взять силой, его войска насадят на вертел тысячу птиц.

ВНЕШНИЙ ВИД

Овладей основными качествами дервиша - И можешь щеголять в татарском кивере.

ЕСЛИ ТЫ НЕ ВЫНОСИШЬ УКУСОВ

Если ты не выносишь укусов, Не суй свой палец в гнездо скорпиона.

ЧЕСТОЛЮБИЕ

Десять дервишей могут спать под одним одеялом; но два царя не способны править в одной стране. Верующий съест половину своего хлеба и отдаст вторую половину дервишам. Правитель может владеть страной, но все же замышлять покорение всего мира.

КАК ДАЛЕКО ТЫ ДОШЕЛ!

Первоначально ты был глиной. Пройдя стадию минерала, ты стал растением. Из растения ты стал животным и из животного - человеком. В течение этих периодов человек не знал, куда идет, но все же был вовлечен в это длинное путешествие. И еще сотню разных миров предстоит тебе пройти.

ПУТЬ

Путь размечен. Если ты уклонишься от него, ты погибнешь. Если попытаешься нарушить дорожные знаки, ты станешь злодеем.

ОН БЫЛ ИМЕННО ТАМ

Крест и христиан я испытал, от начала до конца. На Кресте его не было. Я пошел в индусский храм, в старинную пагоду. В них не нашел ни следа. К нагорью Герата я направился и в Кандагар. Всматривался. Не было его ни на вершинах, ни в низинах. Отчаявшись, взошел на вершину (сказочной) горы Каф. Нашел там только гнездо (легендарной) птицы Анка. Пришел в Каабу в Мекке. Не было его там. Спросил о нем у Авиценны, философа. Вне сферы Авиценны был он... Я обратил взор в свое сердце. В этом принадлежащем ему месте я увидел его. Он был именно там.

ТЕ, КТО ЗНАЕТ, НЕ МОГУТ ПОВЕДАТЬ

Когда Тайны Восприятия преподаются человеку, Его уста запечатываются против течений Сознания.

ИОХА И СМЕРТЬ

Осиротевший мальчик рыдал у гроба своего отца, выкрикивая: - Отец! Они уносят тебя туда, где пол ничем не покрыт, где нет ни света, ни пищи; ни двери, ни доброго соседа... Иоха, пораженный точностью описания, закричал своему отцу: - Почтенный Родитель, во имя Аллаха, они несут его в наш дом!

ИНТЕЛЛЕКТ И ИСТИННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Интеллект есть тень объективной Истины. Как может тень сравниться с солнечным светом?

ИСТИННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Она не может быть академически доказана в этом мире, Ибо она сокрыта, и сокрыта, и сокрыта.

РАЗВИТИЕ

Развитие человека - это развитие того, кому дана запечатанная книга, написанная до его рождения. Он носит ее внутри себя до своей "смерти". Пока человек подвержен течению Времени, он не знает содержания этой запечатанной книги.

УРОВНИ ИСТИНЫ

То, что кажется истиной, есть словесное искажение объективной истины.

СРЕДСТВА И ЦЕЛЬ

"Ба!" и "Ого!" - эти восклицания более не нужны, когда познающие действительно обретают знание.

ДИТЯ

Человек не замечает, что он подобен младенцу на руках у няньки. Иногда он радуется, иногда печален, в зависимости оттого, что происходит с ним. Нянька иногда бранит ребенка, иногда тешит его. Иногда она шлепает его, иногда - делит с ним его печаль. Поверхностный человек, случайный прохожий, может думать, что нянька невнимательна к ребенку. Откуда ему знать, что именно так она и должна вести себя?

ПОЭТ И ВРАЧ

Поэт обратился за помощью к врачу. Он сказал ему: "У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы". Врач спросил: "Может быть, вы еще не обнародовали свое последнее сочинение?" - Да, это так, - сказал поэт.

- Отлично, - сказал врач. - Будьте так любезны, прочтите его. Поэт стал читать и, по требованию врача, повторял свои строки снова и снова. Затем врач сказал: "Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы".

НИЩИЙ

Нищий подошел к двери, прося о подаянии. Хозяин вышел ему навстречу и сказал: "Извините, но дома никого нет".

- А мне никого и не надо - сказал нищий. - Мне нужна еда.

ИНТЕЛЛЕКТ

     Довольно похваляться интеллектом и ученостью, ибо здесь интеллект - препятствие, а ученость - глупость.

ДЕРВИШ В АДУ

Однажды ночью царю приснилось, что он видит царя в раю, а дервиша в аду. Он воскликнул: "Что это значит? Я скорее бы думал, что должно быть наоборот! Голос ответил: "Царь этот в раю, потому что он почитал дервишей.    Дервиш же в аду, потому что он потворствовал царям".

НЕВНЕМЛЮЩИЙ

Кто подает совет невнемлющему человеку, Сам нуждается в совете.

ЙОГУРТ БЕДНЯКА

Если бедняк подносит вам в дар йогурт, он, наверное, купил его по такой цене, что в нем будет две части воды на одну часть самого йогурта.

ЖЕРТВА ТИГРА

Что может тигр поймать в темных закоулках своего собственного логова?

ГЛУПЕЦ И ОСЕЛ

Глупец орал благим матом на осла. Тот и ухом не вел. Человек поумнее, наблюдавший это, сказал: "Дурак! Ведь осел никогда не научится твоему языку - лучше бы ты молчал и вместо этого выучил ослиный язык".

ВЕТКА И ОГОНЬ

Зеленую ветку можно согнуть; Когда она высохла, выправить ее может лишь огонь.

БОДАНИЕ

Ты, ради забавы бодающийся с бараном, Ты скоро увидишь разбитую голову.

КОВЧЕГ

Когда капитан - Ной, чего же бояться?

БЕСПЛОДНОЕ ДЕРЕВО

В бесплодное дерево не бросают камнями.

САМОМНЕНИЕ

Кто приютил самомнение в уме своем - не думай, что он когда-либо услышит Истину.

МОЛОДОЕ ДЕРЕВЦЕ

Молодое деревце, недавно посаженное, может выдернуть руками один человек. Но дай ему время, и его не сдвинешь, даже краном.

ОТВЕЧАТЬ ДОБРОМ НА ЗЛО

Просто отвечать добром на зло может быть равносильно воздаянию злом за добро.

ЗНАТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ

В глазах мудреца жаждущий поединка со слоном не является истинно храбрым. Храбр тот, кто, разгневанный, не произносит ничего неподобающего. Неотесанный мужик поносил человека, а тот терпеливо сказал: - О человек благих намерений, я даже хуже, чем ты говоришь. Я знаю все мои недостатки, ты же не знаешь их.

РУБАИ ОМАРА ХАЙЯМА

Вино запрещено, но есть четыре "но":

Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.

При соблюдении сих четырех условий

Всем здравомыслящим вино разрешено.

 

Изначальней всего остального - любовь,

В песне юности первое слово - любовь,

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!

 

Тот - дервиш, кто по жизни безвестным идет,

Бескорыстный, наград и подачек не ждет.

Даже в пламени бедности вечно сгорая,

Он чужого плода никогда не сорвет.

 

Ты скажешь, эта жизнь - одно мгновенье.

Ее цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведешь ее, так и пройдет,

Не забывай: она - твое творенье.

 

Коль не пью я вина - значит, я не созрел,

Если пью я всегда, то позор - мой удел.

Можно пить мудрецу, также шаху, бродяге,

Так не пей, раз одним из них стать не сумел!

 

Красотой затмила ты Китая дочерей,

Жасмина нежного твое лицо нежней.

Вчера взглянула ты на шаха Вавилона

И все взяла: ферзя, ладьи, слонов, коней.

 

Ест богач свой кебаб на обед - все пройдет,

Пьет хмельное вино он чуть свет - все пройдет.

А дервиш мочит хлеб в своей нищенской чашке,

Бесприютный, в лохмотья одет - все пройдет...

 

Чтоб жизнь прожить , знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало.

 

Кто рожден в красоте счастья лик созерцать,

Тому мир будет множеством граней мерцать -

Украшает шитьем для красавицы платье

И умеет изнанку душой понимать!

 

Ты при всех на меня накликаешь позор;

Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!

Я готов согласиться с твоими словами,

Но достоин ли ты выносить приговор?

 

Не мужчина, кто холить свой облик привык,

Кто стремится понравится каждый свой миг.

Будь же мужествен всюду, укрась свою душу,

Ибо женщина - муж украшающий лик!

 

Рвется связей людских изначальная нить,

Привязаться  - к кому? Что - любить? С кем дружить?

Человечности нет. Лучше всех сторониться

И, души не раскрыв, пустяки говорить.

 

Благородные люди, друг друга любя,

Видят горе других, забывают себя.

Если чести и блеска зеркал ты желаешь, -

Не завидуй другим, - и возлюбят тебя.

 

Чем за общее счастье без толка страдать -

Лучше счастье кому-нибудь ближнему дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать.

                                                                                                

Не хмурь бровей из-за ударов рока,

Упавший духом гибнет раньше срока.

Ни ты, ни я не властны над судьбой.

Мудрей смириться с нею. Больше проку!

 

Почему в барабан этот снова стучат? -

Чтобы сокол заблудший вернулся назад.

Почему этой птице глаза прикрывают? -

Чтоб не видел ненужное сокола взгляд.

 

Может, стоит и следовать разуму, друг,

Только ты не прошел и полкруга наук,

Твой наставник - судьба, как базарный пройдоха,

Облапошит однажды - все выучишь вдруг.

 

Если ты не впадаешь в молитвенный раж,

Но последний кусок неимущим отдашь,

Если ты никого из друзей не предашь -

Прямо в рай попадешь... Если выпить мне дашь!

 

Ты представь, что ты в жизни высоко взлетел,

Ты представь, что сполна получил, что хотел.

Взял сокровища в жизни ты полною мерой,

Ты представь: все оставить - конечный удел!

 

Мест, где в чашах пурпурного нету вина,

Где красавицы нет, что нежна и стройна, -

Избегай, даже если там райские кущи, -

Вот совет. И в словах этих мудрость одна.

 

Ниспошлют испытанье - что сделаешь ты?

Причинишь ли страданье - что сделаешь ты?

Если горем убитый в моленье бессонном

Оскорбит тебя бранью - что сделаешь ты?

 

Знай: в любовном жару - ледяным надо быть.

На сановном пиру - нехмельным надо быть.

Чтобы уши, глаза и язык были целы, -

Тугоухим, незрячим, немым надо быть.

 

Понятийный словарь.

 

Байрам – праздник

Даджал - антихрист

Джинны – невидимые обитатели земли.

Джихад – война с неверными.

Закят – обязательная милостыня бедным.

Исмаил – сын Авраама, легендарный родоначальник арабского народа.

Иблис – Дьявол.

Иджма – крупная община (вся община).

Ислам – вера в бога Аллаха.

Кааба – священный камень древних арабов.

Кебла –место на которое ориентируются при молитве.

Коран – “наставление” священная книга мусульман написанная пророком Мухаммедом.

Медина (Ясриб) – “Мединах аль Мухаммад” город пророка Мухаммеда.

Мекка – город на Ближнем Востоке.

Мектеб – школа при мечети, аналогична нашей средней школе.

Мехти – властелин времени

Миртаб – алтарь в молельном зале мечети.

Мулла – профессиональный наемный священник.

Мухаммед ибн Абдаллах – основной, последний пророк веры.

Намаз – ежедневная молитва с принятием серии поз тела.

Паранджа – женская непрозрачная накидка против песка в пустыне

Рамазан (Рамадан) – месяц поста.

Расуль, Наби – большие и малые пророки.

Сират (Чинват) – мост над адом.

Сунниты – наиболее распространенная конфессия мусульманства.

Сунны – сборники высказываний пророка и описания его поступков не вошедшие в Коран.

Сура – стих Корана.

Суфизм – идеологическое эзотерическое течение в мусульманстве.

Тимур – монгольский император.

Умма – маленькая община.

Хадисы – высказывания пророка.

Хадж – паломничество в Мекку к камню Кааба.

Чадра – женская одежда оставляющая открытыми лицо, кисти рук и стопы.

Шариат – мусульманское право.

Шииты – вторая по значимости конфессия мусульман.

 

Темы рефератов к Исламу:

 

1. Происхождение Ислама

2. Секты и течения в Исламе

3. Эзотерические секты в Исламе

4. Целительство в Исламе

5. Ислам и Христианство

6. Ислам и Иудаизм

7. Зороастризм и Ислам в Персии

8. Взаимодействие Ислама и культуры Индии

9. Ислам как способ жизни на Земле

10. Психология Ислама

11. Философия традиционного Ислама

12. Философские школы в Исламе

13. Организация исламского общества

14. Культура Ислама

15. Ислам в Африке

16. Современный Ислам, реформы XIX-XX веков

17. Роль женщин в Исламской культуре и в Исламском обществе. Разные страны - различные традиции

 

Рекомендуемая литература:

 

1.     Коран. пер. И.Ю. Крачковского М.: Наука 1990

2.     “Религии мира” энциклопедия для детей. т.6, ч.2, М.: “Аванта+” 1998

3.     Малая советская энциклопедия. М.: 1949

4.   „Мифы народов мира” энциклопедический словарь М.: 19––

5.     В.Ирвинг "Жизнь Магомета" М.: 1991

6.     И.С. Васильев Религии востока М.: 1997

7.     покуп

8.     М. Малерб Религии человечества М-СПб "Рудолино", "Университ. Книга", 1997

9.   Ар Сантэм “Йога как способ жизни на земле” М.:1999

10.Крывелев И.А. История религий т.1. М.: Мысль, 1988

11.В.Ф.Панова, Ю.Б.Вахтин Жизнь Мухаммеда М.: Политиздат. 1990

12.М.Б. Пиотровский Коранические сказания М.: Наука 1991

13.Ислам Энциклопедический словарь. М.: Наука 1991

Сайт управляется системой uCoz